30.06.2011
ЧЕМ МУТНЕЕ, ТЕМ МОДНЕЕ Фильм, который на последнем Каннском фестивале сначала освистали, а потом наградили «Золотой ветвью», у российских зрителей и критиков вызывает реакцию не менее противоречивую. Человек, томящийся в хайтековских офисах и небоскребах, вспоминает детство, проведенное в американской провинции. Кроткую и нежную мать, несчастного тирана-отца, свое сложное взросление, внезапную смерть младшего брата, покинутый дом. В обескровленной урбанистической реальности он чувствует тягу к корням, к земле и к небу. Если бы фильм представлял собой только эти пронзительные воспоминания – тонкие, хрупкие, эмоциональные, точно прожитые маленькими артистами и стареющим Брэдом Питтом, не было бы к этой драме никаких претензий. Но, разломив эту человеческую историю на две неравные части, режиссер сделал огромную мутную прослойку из космогонических картин под возвышенную музыку и плохо сформулированные мантры про «путь естества и благодати», сотворение мира, зов предков, мать-сыру землю, небесного Отца и про потемки мировой души. Похоже, гордыня режиссера зашкаливает, раз он убежден, что зритель будет заворожено лицезреть бессловесные блуждания камеры по земным, подземным, подводным и небесным пустыням и что его недоделанная теология кому-то откроет глаза на мир. Живописно, конечно, и для какого-нибудь фильма об астрономии или геологии подошло бы, но более получаса игровой ленты посвятить этим зомбирующим картинам, - перебор. Больше всего «Древо жизни» напоминает фильм, снятый для сходок какой-нибудь секты. На внушаемых людей – действует: кто плачет, кто засыпает, у кого-то, может, будильник заработает. Вот только кто сказал, что гипноз – это искусство? Ольга Горнова, «Нижегородские новости» |