СУПЕР 8
(«Super 8», США, 2011)
Режиссёр: Джей Джей Абрамс.
В ролях: Кайл Чандлер, Аманда Михалка, Элль Фаннинг, Джоэль Кортни, Райли Гриффитс, Гэбриел Бассо, Захари Миллз, Рон Элдард, Ноа Эммерих, Райан Ли, Бо Кнапп.
Жанр: фантастический триллер. Летом 1979 года несколько друзей из маленького городка в Огайо, снимающие любительский фильм на камеру «Супер 8», стали свидетелями железнодорожной катастрофы. В аварию попадает поезд, следовавший из строго засекреченной «Зоны 51» на авиабазу, и перевозивший что-то очень секретное - Нечто, выжившее в этой катастрофе и вырвавшееся из контейнера с надписью «Военно-воздушные силы США». Вскоре в близлежащем городке начинают происходить странные исчезновения и необъяснимые события. Местный шериф пытается разгадать их тайну. И эта тайна - куда более ужасающая, чем могли себе представить все участники событий… По утверждениям многих американских уфологов, именно в 1979 году, в том же районе, что и описывает фильм, произошел первый серьезный конфликт людей с инопланетными существами, в результате которого, по слухам, погибли около 60 военнослужащих США. «Супер 8» - это формат кинопленки, разработанный в 1965 году компанией «Eastman Color» и доминировавший на рынке стандартных 8-миллиметровок (площадь перфорации у «Супер 8» была меньше, чем у других пленок, что позволило увеличить изображение: отсюда и название «Супер»). «Супер 8» широко применялся в любительских кинокамерах. Формат «Супер 8» в молодости для съёмок своих первых любительских фильмов применяли Стивен Спилберг и Джей Джей Абрамс. Поэтому неудивительно, что фильм «Супер 8» - это совместное производство студий Спилберга «Amblin Entertainment» и Абрамса «Bad Robot». И Спилберг, и Абрамс в детстве не только снимали фильмы, но и играли на музыкальных инструментах (Спилберг на кларнете, Абрамс на фортепиано). Оба первых успехов в кино добились на телевидении, оба обожают традиционный способ повествования и сочетание будничного с необычным. Их дружба окрепла во время частых визитов Абрамса на съёмочную площадку «Войны миров», куда он приезжал, чтобы обсудить с Томом Крузом вопросы, связанные с проектом «Миссия невыполнима-3». Кроме них в команду продюсеров вошёл Брайан Берк («Монстро», «Звездный путь», «Доброе утро»). Бюджет «Супер 8» составил 50 миллионов долларов. Джеффри Джейкоб Абрамс (в титрах обычно указан как J. J. Abrams) родился 27 июня 1966 года в Нью-Йорке. Возможно, самое большое влияние на творческую жизнь Абрамса оказал его дедушка Гарри Кельвин. Именно дед зажёг в его душе огонь любви к кино, взяв мальчика на экскурсию по «Universal Studios». Гарри Кельвина не стало, когда Абрамс был студентом колледжа, и, отдавая ему дань памяти, режиссёр вставляет его имя во все свои фильмы. В «Звёздном пути» электрический шторм изучает космический корабль «Кельвин», а в «Супер 8» так называется автозаправка, подвергшаяся нападению. Ещё в юношеские годы Абрамс достаточно активно снимал кино и представлял свои студенческие работы на различных кинофестивалях, где, кроме получения наград, заводил знакомства в киноиндустрии, находил соавторов и, возможно, получал определенный кредит доверия на реализацию своих последующих проектов. Первой работой Абрамса на телевидении стал сериал «Счастье». Абрамс - исполнительный продюсер, автор идеи и режиссёр нескольких эпизодов этого сериала. Такое сочетание ролей достаточно типично для телевизионной работы Абрамса, которого коллеги характеризуют как «мультизадачного» трудоголика. Будучи студентом старших курсов, Абрамс вместе с другом написал сценарий художественного фильма. Этот сценарий купила студия «Touchstone Pictures» и сделала его основой картины «Как преуспеть в делах», - первой в числе спродюсированных Абрамсом. Далее последовали «Кое-что о Генри» с Харрисоном Фордом и «Вечно молодой» с Мелом Гибсоном в главных ролях. Следующим значимым этапом в карьере Абрамса была совместная работа с продюсером Джерри Брукхаймером и режиссёром Майклом Бэйем над блокбастером «Армагеддон». Мировую известность Абрамсу принесли сверхуспешные телевизионные проекты компании «ABC Entertainment» - сериалы «Шпионка» и «Остаться в живых», предложившие неординарные концепции захватывающего сценария и использующие потенциал формы телевизионного фильма в полной мере. Оба сериала за короткий срок снискали культовый статус у зрителей и были награждены премиями «Эмми». Потом был высокобюджетный боевик «Миссия невыполнима-3» (2006), первая режиссёрская работа Абрамса для широкого экрана, ставшая самым дорогим режиссёрским дебютом в истории кино. Считается, что режиссёрское участие Абрамса в этом фильме состоялось по личной инициативе Тома Круза, находившегося под впечатлением от сериала «Шпионка». А самый масштабный проект Абрамса - «Звёздный Путь» - вышел на киноэкраны в мае 2009 года. В продюсерском активе Абрамса также картины «Ничего себе поездочка», «Чужие похороны» и «Короли рока», кроме того, в нескольких фильмах Абрамс появляется на экране как актёр. Также Абрамс время от времени выступает в качестве композитора для своих фильмов (в частности, им написана заглавная музыкальная тема «Шпионки»). Если две предыдущих фильма Абрамса («Миссия невыполнима-3» и «Звёздный Путь») были адаптациями телесериалов, то «Супер 8» - самая личная его работа. Это признание в любви к звукам, образам и фильмам его пришедшегося на конец 70-х детства, скомбинированное с историей о вырвавшемся на свободу монстре. Проект изначально родился из двух отдельных идей для создания совершенно разных фильмов. Первая - история взросления подростка и первых юношеских попыток снять собственный фильм; по сути, рассказ о детстве самого Абрамса. По большей части идея эта родилась просто из желания назвать фильм «Супер 8». Вторая - уже купленный «Paramount» сценарий о ночных поездах, которые везут в тайные хранилища всякие засекреченные штуки из «Зоны 51». Синтез этих двух сюжетов воедино, по мнению автора, вызвал ассоциацию с фильмом «Инопланетянин» Спилберга. Оператором «Супер 8» является Ларри Фонг, знакомый зрителям по «300 спартанцам», «Хранителям» и, конечно же, по знаменитому сериалу «Остаться в живых». Абрамс путешествует во времени и с помощью музыки. Вся она из 1979 года: «Easy» группы «The Commodores», придающая особую остроту нелегкому разговору отца с сыном; или монотонная импровизация на тему «My Sharona» группы «The Knack», которую герои выдают, сидя на бордюре; или «Don't Bring Me Down» группы ELO; а также «Blondie», «Cheap Trick», «The Cars». Подбирая актеров на роли Абрамс просмотрел около тысячи подростков. Некоторые актёры-подростки, которых задействовал Абрамс, ещё не имели опыта пребывания на съёмочной площадке, проще говоря, попали туда в первый раз. Например, Джоэль Кортни и Райли Гриффитс. Небольшой опыт есть у Захари Миллса («Подмена», ТВ-проекты) и Гэбриеля Бассо (ТВ-сериалы). Эль Фаннинг («Вавилон», «Дежа вю», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Где-то», «Щелкунчик») в их компании выглядит просто старожилом. Роли взрослых героев исполнили Кайл Чандлер («Кинг Конг», «Королевство», «День, когда Земля остановилась»), Аманда Михалка («Секретариат», «Милые кости»), Ноа Эммерик («За гранью», «Радиоволна», «Пожизненно!»), Рон Элдард («Черный ястреб», «Дом из песка и тумана», «Запах женщины»). Для Абрамса и всей его группы создание монстра для «Супер 8» стало величайшим вызовом. «Всё уже придумано до нас, и меньше всего мне хотелось иметь очередное проходное чудище, - говорит режиссёр. - Встречаются, конечно, выдающиеся монстры, но в большинстве своем так... ни то, ни сё. Мы постарались создать нечто совершенно особенное по виду, силуэту и ощущению». Под руководством Невилла Пейджа - дизайнера, работавшего над «Монстро», «Звёздным Путём» и известного своей приверженностью анатомическому реализму – была проделана нелёгкая работа под девизом «меньшее говорит о большем», позаимствованным из «Чужого» (ещё один знаковый продукт 1979 года). Пейдж сделал для Абрамса тысячи набросков, но последнее слово оставалось не за режиссёром. Все проекты утверждались Стивеном Спилбергом, наизусть знающим всех инопланетян, которые когда-либо появлялись на экранах, и почти всех, которых ещё не сняли. Съёмки «Супер 8» начались осенью 2010 года в городе Уайртоне в Западной Вирджинии и проводились в тайне под прикрытием другого проекта Абрамса - телесериала «Undercovers» или под совершенно иным названием «Darlings» («Дорогуши»).
ДЖЕЙ ДЖЕЙ АБРАМС:
«У меня были две совершенно разные истории. Одна с персонажами, которых я люблю, но без сюжета, а другая - голый сюжет без единого персонажа. Вот я и подумал, что если объединить их в одно целое, из этого может что-то выйти».
«Я никогда не рассматривал «Супер 8» как дань уважения кому-то или чему-то. Просто очень трудно снять фильм о подростках конца 70-х - начала 80-х годов, в котором ничего не было бы от Спилберга. Плюс ко всему, я хотел, чтобы лента была в определенной степени автобиографической, а его фильмы оказали огромное влияние на меня лично и, конечно же, на всё моё поколение».
«Он никогда не разыгрывает карту типа «Я Стивен Спилберг!» И всё же делать фильм со Стивеном - это безумие. Потому что о чём бы ты ни говорил, всё кажется каким-то подхалимством. Вот мы вместе работаем, и ты просто хочешь обсудить сюжет, но всё равно остаётся ощущение, будто ты к нему подлизываешься».
«На съёмках у меня было странное ощущение. В качестве реквизита на столе лежал номер журнала «TV Guide», между кадрами я листал его и вспоминал, как я читал эти статьи. Когда мы снимали в школе, я видел ребят, одетых по моде того времени, и думал: «Вот эта девочка один в один похожа на ту, в которую я когда-то был влюблен».
«В фильмах, снятых на «Супер 8», есть какая-то романтика, даже мистика. Ведь мы не получаем всю информацию. У фильмов низкое разрешение, изображение по определению расплывчатое, цвета и картинка так себе. Но твой мозг восполняет все эти пробелы, и поэтому ты чувствуешь себя более вовлечённым в происходящее».
«Я хотел, чтобы «Супер 8» буквально дышал семидесятыми. В современных фильмах этого, как правило, нет. При этом я прекрасно понимаю, что сейчас нельзя снимать крушение поезда так, как это сделали бы в 1979 году, впечатление будет совсем не то. Поэтому наш фильм - это своего рода коктейль из чувств, которые я испытываю, когда смотрю фильмы Стивена, снятые в ту эпоху, и современных способов выражения идей».
«Я нервничаю, потому что наш фильм ни на чём не основан - даже не сделан по мотивам настольной игры! С другой стороны, это очень эмоциональная картина, сфокусированная на характерах её персонажей, и при этом зрелищная. Так что, вероятно, найдётся зритель, которому захочется увидеть что-то новенькое».
«Во многом это фильм о надежде, о том, что даже в самые тяжёлые времена нужно идти вперёд. И еще об утрате близких и об отсутствии собственного голоса, об оторванности от людей, которые тебе так нужны. О том, что в подобные моменты лучше не думать, а просто чувствовать, что в мире ещё осталось хорошее».
|
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|