ЖИЗНЬ ЗА ОДИН ДЕНЬ
(«Life in a Day», США, 2011)
Режиссёр: Кевин Макдональд.
Жанр: документальный фильм. 24 июля 2010 года. Планета просыпается, умывается, завтракает, собирается на работу… Один день из жизни на Земле. Десятки личных историй превращаются в повествование о жизни человеческого сообщества. Смешное и грустное, трагичное и оптимистичное. У людей так много общего, несмотря на огромные расстояния и границы, которые их разъединяют… Фильм был спродюсирован компанией Ридли Скотта «Scott Free UK» в партнерстве с «YouTube». Летом 2010 года Ридли Скотт и Кевин Макдональд предложили пользователям «YouTube» поучаствовать в эксперименте: 24 июля надо было снять видеосочинение на тему «Как я провел этот день». При этом 24 июля было выбрано случайно - авторы проекта и не подозревали, что это полнолуние и самый длинный день в году. Идея создать первый в мире «глобальный фильм», смонтированный из любительских сюжетов появилась у Скотта и Макдональда в марте 2010-го. Они также попросили всех новоявленных документалистов ответить на вопросы: что у вас в карманах, что вы любите и чего вы боитесь, что вас смешит. Как признался сам Макдональд, этот приём он позаимствовал из фильмов британского документалиста Хамфри Дженнингса (1907 – 1950), одного из основателей организации «Массовое наблюдение» (Mass Observation). Кстати, на свой последний вопрос авторы «Life in a Day» так и не получили необходимое количество хороших ответов, и решили исключить этот вопрос из проекта. Кевин Макдональд родился 28 октября 1967 года в Глазго (Шотландия). Он приходится внуком британскому режиссёру, продюсеру и сценаристу венгерского происхождения Эмериху Прессбургеру. Кевин начал свою карьеру, превратив биографию своего знаменитого деда «Жизнь и смерть кинодраматурга», вышедшую в 1994-м, в документальный фильм «Как стать англичанином» (1995). После ряда биографических документальных фильмов Макдональд взялся за «Один день в сентябре» (1999), фильм об убийстве арабскими террористами израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Ему удалось убедить дать интервью для картины находящегося в бегах Джамаля Аль-Гаши, последнего оставшегося в живых террориста из устроивших мюнхенскую резню. Результатом настойчивости и смелости режиссёра стал «Оскар» за лучший документальный фильм. В своей следующей документальной ленте «Касаясь пустоты» (2003), Макдональд рассказал историю о катастрофической попытке двух альпинистов покорить в 1985 году вершину Сиула Гранде в перуанских Андах. Фильм получил премию Александра Корды как «лучший британский фильм». Интересно, что именно Корда дал деду Кевина его первую работу в 1935 году, когда тот только перебрался в Великобританию. Первая игровая картина Макдональда под названием «Последний король Шотландии» (2006) с Форестом Уитакером в главной роли завоевала премию BAFTA за лучший адаптированный сценарий и лучший британский фильм. После этого Макдональд снял в Голливуде «Большую игру» (2009) и «Орёл девятого легиона» (2010). Помимо режиссёрской работы Кевин занимается журналистикой. Его статьи публикуются в различных изданиях, включая «Гардиан», «Обсервер» и «Телеграф». Чтобы засвидетельствовать, как прошел на Земле день 24 июля 2010 года, пользователи загрузили на «YouTube» более 80 000 видеороликов. На призыв откликнулись люди из 140 стран. Некоторым участникам бесплатно были предоставлены видеокамеры. Общий хронометраж присланных сюжетов - 4500 часов. Самое большое количество материала прислали Россия и Украина. В полнометражный фильм вошел 331 ролик. 260 авторов этих видеосюжетов стали сорежиссерами фильма и были указаны в титрах. 26 из них, представляющие 11 стран мира, были приглашены на кинофестиваль «Sundance», где 28 января 2011 года состоялась премьера «Life in a Day». В этот же день прошла онлайн-трансляция фильма на портале «YouTube».
РИДЛИ СКОТТ:
«Я рад, что наш проект собрал большое количество участников со всего мира. Думаю, что фильм «Жизнь за один день» вдохновит ещё больше людей на то, чтобы взять в руки видеокамеру и поведать свою историю».
КЕВИН МАКДОНАЛД:
«У меня был помощник, монтажер Джо Уокер, возглавлявший команду из… Вроде из 23 человек, если не ошибаюсь. Все они сидели и на протяжении двух месяцев день за днём отсматривали материал. По 10–12 часов в день. Делали пометки, например: «Видео из России, дети с собачкой бегут за воздушным змеем». У меня появлялся список из ключевых слов, и если мне хотелось увидеть собаку из России, то я набирал нужные слова и находил сюжеты. Ещё мы разработали систему оценок, и ассистенты ставили звездочки просмотренным роликам. Очень хорошим работам присуждали пять звёзд и решали, что они точно будут в фильме. У сюжетов, получавших по четыре звездочки, были шансы попасть в фильм. И так далее. Мы с Джо много обсуждали критерии отбора ещё до того, как приступили к просмотру. Я постарался объяснить, что именно мне требовалось, чтобы ему было легче ориентироваться».
«В наше время очень легко снимать кино, для этого есть все технические средства. Профессиональное оборудование стало доступным, можно рисовать графику, можно делать всё, что ты хочешь. И это самое простое. Гораздо сложнее придумать историю. Очень важно найти интересный сценарий, интересный сюжет, который будет достоин вашего внимания и внимания зрителей».
«У нас, как и в любом кино, есть и смешное, и грустное. Мы пытались нарисовать картину на тему «Что значит быть живым»… Если бы я оставил только позитивные кадры, то «Жизнь за один день» смотрелась бы искусственно, была бы похожа на полуторачасовой рекламный ролик в стиле «Как прекрасен этот мир». На мой взгляд, фильм всё-таки показывает, что мир прекрасен, но делает это несколько изощрённее. Жизнь состоит из разных моментов: мы расстраиваемся, грустим, ненавидим, страдаем, болеем, умираем. Но несмотря на всё это, жизнь прекрасна. Как ни крути».
«У нас было два композитора. Один - экспериментальный композитор Мэтью Херберт, известный представитель британской электроники. Он для своей музыки использует очень необычные звуки.
Херберт с начала 90-х миксует музыку со звуками окружающего мира. Во время выступления в Глазго в 1995 году Мэтью умудрился удерживать внимание тысячной публики при помощи одного пакетика чипсов. Композитор выпускал свои работы под множеством псевдонимов, чтобы сбить с толку слушателей и не заставлять их ориентироваться на раскрученное имя. Херберт играет самую разную музыку - от минималистичного хауса до джаза и танцевальной электроники, но больше всего композитора интересуют шумы окружающего мира. Мэтью работал со звуком, записанным в предоставленном нам материале или что-то находил сам, будь то вода, льющаяся из-под крана, или шум сливного бачка. Он создавал саундтрек из самых разных звуков. А за более классическую музыкальную часть отвечал голливудский композитор Гарри Грегсон-Уильямс. Я всегда понимал, насколько важна музыка для связи фильма воедино…»
«Наш фильм уникальный. В нём есть элементы, присущие обычным игровым картинам: красивая картинка, музыка, озвучка, эмоции, - но все они соединены очень необычным способом. Я вообще очень надеюсь, что фильм увидят люди, которые обычно редко выбираются в кинотеатры - поколение молодых зрителей, привыкших смотреть кино в интернете. Потому что это их жизнь, это их собственный взгляд на мир».
«На мой взгляд, фильм лучше смотрится на большом экране. По крайней мере, мы делали его с прицелом на такой показ. Конечно, на DVD или онлайн его тоже смотреть можно, но отдача будет совсем другая… Фильм воздействует на эмоциональном уровне, и кинопросмотр позволяет прочувствовать это лучше. Кроме того, мы обрабатывали картинку и подбирали музыку с расчётом на большой экран».
ПРЕССА:
«Выполняя задачу снять максимально нейтральный документ времени, Ридли Скотт вполне мог пойти дальше и посадить за монтажный стол не оскароносного режиссёра, а воспользоваться популярным в авангардистских кругах берроузовским методом нарезки (cut-up) или вовсе довериться генератору случайных чисел. Это, однако, привело бы к сильному идеологическому повороту. Когда потенциально бесконечный поток моментов жизни в картину связывает чей-то разум, выстраивается модель мира, упорядоченного не столько зрительским взглядом, сколько режиссёрской рукой. То есть без божественного вмешательства не обходится…» (Владимир Лященко, Газета.ru). «Казалось бы, нет ничего правдивее документальных кадров - жизнь как она есть на «YouTube». Но ни документальная манера съёмки, ни трясущаяся камера, ни номинальное отсутствие автора и сюжета вовсе не означают свободы. Потому что материал сначала отбирает человек с камерой (а в голове у него может быть куча клише), вторую селекцию он проходит у режиссёра, и, наконец, при помощи монтажа можно снабдить сырые кадры любым желаемым смыслом - это общее место. В итоге вышел эксперимент на тему «как придать тоннам непрофессиональных съёмок форму голливудского фильма», с которым команда Скотта и Макдональда справилась со всем присущим мастерством… Смонтировала из любительских съёмок добротный профессиональный продукт, просчитанный и сентиментальный. Но дух обитает, где хочет. Его не поймать кинокамерой специально - но он вдруг может проявиться в случайном кадре. И таких кадров в фильме тоже немало» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ – Weekend»). «Хорошо, что продюсер Ридли Скотт и режиссёр Кевин Макдональд, бросившие на «YouTube» клич «заливайте-ка нам, ребята, свои ролики, а мы сделаем вам кино», не стали упорядочивать доставшийся им шикарный материал объёмом в несколько тысяч часов сырого видео, присланного со всех концов Земли, никакой «историей», хотя таких историй, мы уверены, можно было насочинять не только на один фильм, но целый сериал. Нет, не истории и сюжеты вспоминаем мы из любимого кино, а, скажем, две ускользающие секунды, за которые в глазах детей успевает отразится Млечный путь, пока их отцы направляют лодки в море. Такие кадры немногие хорошие режиссёры готовы подкарауливать всю жизнь, притом без всякой гарантии на успех. Но достаться они могут кому угодно, и тогда у кинокритиков появляется хорошее оправдание своей профессии. «Жизнь за один день» почти вся состоит из таких моментов - Макдональду и Скотту оставалось лишь ловко щёлкать ножницами: фильм, по сути дела, представляет собой оду даже не десятой музе, а одиннадцатой, отвечающей за искусство склеивания прекрасного из тривиального» (Иван Куликов, «Empire»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|