09.06.2011

ПИДЖАК КАК ПАЛЬТО

Фильм Отара Иоселиани «Шантрапа» - своеобразное житие кинорежиссёра Нико, которого сначала гнобили в одной всем нам знакомой тоталитарной стране, а когда он всё же вырвался на свободный Запад, то прижали и там. Получилось, нет счастья на земле (родной), но счастья нет и рядом. Потому что художник всегда одинок, раздираем, неприкаян… И вот этакое-то содержание, не поверите, вложено в форму прямо-таки оперетты, затмевающей в «Шантрапе» и съёмочную манеру «жизнь врасплох», и фирменный наив грузино-французского мэтра.

Шантрапа-б

Ведь что он за художник такой, этот Нико?! Снимает нечто явно для «Большой разницы», пародирующей гордоновский «Закрытый показ». Так сказано же – шантрапа. Как объяснил сам Иоселиани, «chanteras pas» (петь не сможет) – вердикт преподавателя кандидату в ученики после прослушивания. То есть речь не о Творце с большой буквы, а о том, что с маленькой. Просто о человеке, но зато при нём - и честь, и достоинство, и гордость, и собственное мнение. И призвание Нико - не Искусство, а искусство быть живым. Как там у Кинчева? «Быть живым – моё ремесло. Это дерзость, но это в крови». Только не с рокерским напором, а с бродяжьей лёгкостью, потому как перед нами очередной «певчий дрозд». Вот по этому-то искусству-ремеслу и корябают когтями разнообразные уполномоченные упыри-вампиры. Спасаясь, Нико уходит… Куда, зачем? Тут возможны варианты. От банального «утонул» до поэтизированных «ушёл в мир собственных фантазий» или «изъят высшими силами». Но Отару Иоселиани, конечно же, ближе ответ простой и наглядный - уплыл с русалкой. И точка, точка, точка.

Однако продолжим чертить прямую аналитическую линию сквозь хоровод поэтических зигзагов и завитушек. Судя по всему, «Шантрапа» снята в адекватном названию стиле «шалтай-болтай». Один персонаж ещё только замахивается, другой уже падает. Третьему необходимо изобразить заданную эмоцию, а он умеет только хлопать глазами… Как-то впервые мне, зрителю, слегка стыдно за часть сцен в фильме Иоселиани. Отар Давидович ведь принципиально не снимает профессиональных актёров, умело используя «уличные» типажи, внедряя их в (как бы) обыкновенно текущую жизнь. Но всё дело в степени этого «как бы». Там, где герои «Шатрапы» находятся в пределах своей органики (молчат, делают что-то привычное, говорят что-то будничное) – всё замечательно. Но как только в кадре им выпадает примерить на себя то эксцентрику, то пародию, то абсурд, даже элементарный экшн – смотрится это, как чужие пиджаки на Нико в одной из сцен фильма. А вот вроде бы чужеродный для иоселианиевского пространства Богдан Ступка в «Шантрапе» выглядит уместнее практически всех пластически и мимически неорганизованных персонажей.

При этом режиссёр не сдаётся и ходит с припасённых козырей: старики, дети, чудаки, антураж почти дореволюционных квартир, советские плакаты, анекдотические бытовые зарисовки, одним словом, уходящая и маргинальная человеческая и предметная натура - великолепна как всегда. Плюс капустные радости  – тот же Ступка, Юрий Рост или Пьер Эте, да ещё черно-белый «фильм в фильме», исполненный, правда, по законам чисто профессионального кино - как ироничная стилизация.

Но как ни тасуй карты, в шахматы ими не сыграть. Небрежно, кое-как, типа того, вяловато, замедленно, чуть мимо – эстетические доминанты «Шантрапы». Нет, я понимаю, что Иоселиани мил именно этот хаос недоделанности и размытости, а полный порядок ему – нож у горла. Но всему есть мера и место. Свобода творчества всё-таки имеет границы, обусловленные законами творчества. Если же не признавать никаких границ, то, велкам, вы вписаны в «План 9 из открытого космоса». Но равняться на Эда Вуда – как-то совсем не для Иоселиани! Ему просто не следовало задирать сюжетную планку на несвойственную своему любимому киномиру высоту, и тем самым покрывать его трещинами, возникающими от напрасного перенапряжения.

«Шантрапу» смотреть, конечно, можно. Но не обязательно, если вы уже видели фильмы «Жил певчий дрозд», «Истина в вине» или «Утро понедельника».

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта