ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНЫ
(«Ces amours-la», Франция, 2010)
Режиcсёр: Клод Лелуш.
В ролях: Одри Дана, Лоран Кузон, Рафаэль, Самюэль Лабарт, Доминик Пинон, Джеки Идо, Жиль Лемэр, Жизель Казадезю, Анук Эме, Лиан Фоли, Зинедин Суалем, Жюдит Магре, Саломе Лелуш, Кристин Ситти, Лиз Ламетри, Золтан Бутук, Кристина Сепрага.
Жанр: музыкальная мелодрама. В жизни каждой женщины наступает момент, когда она хочет вспомнить свою бурную молодость. В такт симфонической музыке перед нами пролетают пять главных любовных историй Ильвы. В них звучат мелодии оркестра, услышанного в детстве, залпы войны, грохот поездов, как символ разлук… Все любимые мужчины Ильвы были непохожими друг на друга, и каждый оставил неизгладимый след в её судьбе. Но, в конечном итоге, возможно, не Бог создает женщину - возможно, женщина сама каждый раз создает себя заново. Когда влюбляется… Клод Лелуш родился 30 октября 1937 года в Париже. Ещё в детстве он получил в подарок игрушку - 8 миллиметровую камеру. Дебютировал как оператор короткометражных фильмов. В 1956 году Лелуш стал автором снятого им скрытой камерой репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», который был куплен для показа по французскому телевидению. Приехав в Москву с туристической группой и случайно попав на киностудию «Мосфильм», в течение двух дней в качестве ассистента оператора работал на съёмках фильма «Летят журавли» (1957). Дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино - «Человеческая сущность» (1961) - особого успеха не имела. В 1966 году Лелуш в качестве автора сценария, режиссёра, продюсера, а также оператора снял фильм «Мужчина и женщина», принесший ему всемирную славу, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и двух «Оскаров» - за лучший иностранный фильм и лучший оригинальный сценарий. Тема «мужчина-женщина» станет сквозной в его творчестве. В последующие годы Лелуш работает как независимый кинорежиссёр, снимая коммерческие фильмы силами собственной кинокомпании «Фильмы 13». Особым успехом у зрителей пользовались авантюрная комедия «Приключение есть приключение» (1972), криминальная комедия «С новым годом!» (1973), детектив «Кошки-мышки» (1975), драма «Второй шанс» (1976). Картина Лелуша «Вся жизнь» (1974) была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Фильм 1988 года «Баловень судьбы» получает две премии «Сезар» - за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Лей). Снятый по мотивам романа Виктора Гюго фильм «Отверженные» (1996) был удостоен американской премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Всего режиссер создал порядка 50-ти художественных и документальных лент. Оригинальное название фильма «Женщина и мужчины» - «Ces amours-la» - не имеет точного перевода на русский язык, это что-то вроде «Эти любови» или «Эти самые любови». В роли главной героини Ильвы выступили две актрисы: Жизель Казадезю, снявшаяся более чем в пятидесяти фильмах; и Одри Дана, уже работавшая с Клодом Лелушем в его картине «Железнодорожный роман» (2007). В одной из ролей в фильме появляется Анук Эме - исполнительница главной женской роли в оскароносной картине Лелуша «Мужчина и женщина». На момент съёмок в фильме «Женщина и мужчины» актрисе было 77 лет. Музыкальные темы картины представлены как симфонической музыкой, так и композициями, популярными в тот или иной период истории. Среди композиторов - Франсис Лей и Лоран Кузон - исполнитель одной из ролей в фильме. Съёмки картины проходили в Румынии, а сам фильм снят на 35-милиметровую пленку с очень необычным размером картинки 2.20:1 (отношение ширины кадра к его длине). Это среднее между общепринятыми 1.78:1 (16:9) и 2.35:1 (25:9). Мировая премьера фильма «Женщина и мужчины» состоялась на Московском международном кинофестивале 17 июня 2010 года.
ОДРИ ДАНА:
«До определённого времени я не слишком любила кино, я была театральной актрисой. Я его полюбила благодаря Клоду. Это он открыл меня - как киноактрису. И после того, как я начала сниматься, я сразу стала больше интересоваться кинематографом. И теперь я мечтаю сесть как-нибудь перед телевизором и посмотреть все фильмы Лелуша».
«Учитывая то, что Клод Лелуш писал эту роль под меня, моя героиня на меня похожа очень сильно. Это я, но перенесённая в другую эпоху».
КЛОД ЛЕЛУШ:
«Я снимал этот фильм о двух вещах, которые вдохновляли меня. Которые я больше всего люблю на свете. Которые заставляют меня жить. Это любовь к кино и любовь к женщинам. Этот фильм является моим объяснением в любви к кино и моим объяснением в любви к женщинам, которые сделали из меня того, кто я есть. Которые помогли мне вырасти и помогали мне творить. Эти две страсти до сих пор живут в моём сердце».
«Есть фильмы, которые дают что-то нашему разуму, интеллекту. Есть фильмы, которые разговаривают с нашим сердцем. Лично я хотел снять фильм, который разговаривает с нашим сердцем. Я хотел снять фильм о любви. Я хотел создать потрет идеальной женщины. А женщины для меня - страшно сложные существа. Все они сложны, но есть женщины, которые сложнее других. Именно они и интересуют меня больше всего. Поэтому идеальная женщина - это сложная женщина. И, рисуя портрет этой женщины, я попытался дать ответ на вопрос: «Почему, когда мы влюбляемся, мы проявляем себя с самой лучшей стороны и становимся людьми?.. Я интересуюсь в кино эмоцией. Для меня любовь - это бензин, который заливают в бензобак, чтобы машина поехала. Когда я влюблен в женщину или в кино, во мне начинает работать моторчик, который позволяет мне жить дальше. Можно сказать, что любовь - это наркотик, но без побочных эффектов. В жизни всё сложно. Путь к простоте лежит через сложность. Любовь - это способ, благодаря которому мы переходим от сложного к простому».
«Это история свободной женщины. История женщины, которая поступает очень мужественно. Которая освобождается, которая эмансипируется. История эмансипации женщины как раз связана с историей Второй мировой войны. Для меня героиня моего фильма - воплощение женственности. В этом воплощении женственности я вижу суть современной женщины, сформировавшейся в период от 40-х до 60-х».
«Для меня интересоваться человеком и означает интересоваться политикой. Человечество как погода: оно может быть замечательным, а может - ужасным. Я восхищаюсь вечным спектаклем о мужчине и женщине… Я стараюсь быть объективным».
«Музыка - сердце этого фильма! Музыка же позволяет лучше всего говорить о правде, об истине. Она лучше всего остального обращается к нашему подсознательному». ЛОРАН КУЗОН, актёр, композитор:
«Клод Лелюш постоянно находится в поиске, он постоянно открывает новых талантливых людей, постоянно смотрит новые фильмы, посещает театральные постановки, ходит на концерты. И для таких молодых актёров, как я, работа с ним была огромной честью… Клод идёт на постоянный риск, приглашая сниматься малоизвестных исполнителей. И если он с завидным постоянством это делает, не боится рисковать, то это именно от внутренней молодости, которая заключена в нём». |