16.05.2011
КАРАВАЙ Не успела отшуметь в «Орлёнке» экранизация, что называется, культового романа В. Пелевина, как на смену ей подоспела следующая. Юрий Кара замахнулся на Михаила, понимаете ли, нашего, м-м-м, Булгакова. Причём, в экранном «Мастере и Маргарите» культ вообще сидел на культе и культом погонял. Мало того, что книга - та ещё книга, актёры - all stars of Russia, так ещё и судьба фильма - прямо-таки «записки из подполья», «рукописи не горят» и «назад в будущее» в одном бидоне… А ведь не хотел когда-то Элем Климов, чтобы наш кинематограф постигла такая кара…
Есть версия, что настоящая-то «Мастер и Маргарита-1994» длится 4 часа, днесь пребывает в неких закромах и вскоре, посредством ТВ, мы её обрящем. А нынешний кинопрокатный «секвестр», в лучшем случае – разведка боем, в худшем – фокус, аналогичный воландовскому – с падающими в массы дензнаками.
Впрочем, то, что вышло в прокат не прикроешь сослагательным наклонением. Мягко говоря, «Мастер и Маргарита-1994» - это не картина, а сцены из романа. Понижая порог вежливости, можно назвать этот опус кинопробами к фильму. А если уж по правде, то это куски того, что написано пером, но вырублено топором. И единственная художественная концепция кариного произведения состоит в том, чтобы кто-то с чисто детской радостью увидел на экране воплотившихся и задвигавшихся персонажей знаменитой книги. Хорошие актёры? Не понимаю, что это значит в плохом кино. Они, актёры, в своих театрах и других фильмах – хорошие, а здесь – просто напечатаны на плёнке в никем и никак не придуманных мизансценах. Если написано «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида», то, напрочь разрушая мелодию фразы, посередь кадра нам в лоб врежут крупный план соответствующего Коровьева, а Берлиоз старательно, по Кулешову, отыграет сей момент на монтажной склейке. И т. д. и т. п. И повеет сказками Роу, воспоминаниями о мельесовских чудесах и режиссёрской посредственностью. Детство-то у зрителей «Мастера и Маргариты» уже позади, а ретро-очарование примитивного искусства – это из другой оперы. И понимаешь, что карово кино устарело и протухло ещё в 1994 году. Как пресловутая осетрина. Нечего тут актёрам играть. По большому счёту каринов фильм про то, как «пятнадцать голых баб резвятся у пруда», а один голый делает вид, что он король. Актёры же только демонстрируют потенциал – что бы они могли, если бы… Если бы большую книгу не попытались впихнуть в маленький фильм. Если бы непрекращающаяся назойливая музыка не заполняла бы собой художественную пустоту. Если бы у режиссёра была голова. Но её, кажется, поделили между собой Бегемот, Аннушка и комсомолка. Павел ТИМОШИНОВ |