ШантрапаШАНТРАПА
(«Chantrapas», Франция-Украина, 2010)
Режиссёр: Отар Иоселиани.
В ролях: Дато Тариелашвили (Нико), Тамуна Карумидзе (Барбара), Фани Гонэн (Фанни), Гиви Сарчимелидзе (Дедушка), Пьер Эте (французский продюсер), Бюлль Ожье (Катрин), Богдан Ступка (посол), Лаша Шеварнадзе (муж Барбары), Энделадзе Мюсселишвили (Ника, подруга Нико), Нино Чхеидзе (Бабушка).
Жанр: притча.

Нико - кинорежиссёр, художник-бунтарь, не желающий принимать в расчет примитивные идеологические установки власть предержащих. Цензурные ограничения вынуждают Нико покинуть Грузию. Он оказывается в свободной демократической европейской стране и, по иронии судьбы, попадает из огня в полымя: здесь всемогущие продюсеры уверены, что искусство всегда должно приносить прибыль…

Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси. Учился на механико-математическом факультете МГУ. В 1965 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко). В 1962 году поставил короткометражную ленту «Апрель», а в 1964 году снял документальный фильм «Чугун». Первой полнометражной картиной Иоселиани стал «Листопад» (1966), удостоенный в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 70-е годы Иоселиани снял фильмы «Жил певчий дрозд» (1970) и «Пастораль» (1975, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Берлине в 1981 году). С начала 1980-х годов  режиссёр работает во Франции: «Фавориты луны» (1984, специальный приз жюри МКФ в Венеции), «И стал свет» (1989, специальный приз жюри МКФ в Венеции), «Охота на бабочек» (1992), «Разбойники. Глава VII» (1996, специальный приз жюри МКФ в Венеции), «Истина в вине» (1999), «Утро понедельника» (2001, приз «Серебряный медведь» Берлинского МКФ), «Сады осенью» (2006).

Съёмки проекта под названием «Дилетанты», ставшего потом «Шантрапой», проходили и на родной, и на приёмной родине Отара Иоселиани.

Представленные в картине фрагменты из фильмов главного героя - это отрывки из студенческой картины Отара Иоселиани «Цветы» (1959), а также неиспользованные материалы одного из его парижских фильмов.

Одного из французских продюсеров в «Шантрапе» (красные носки, лиловая рубашка, желтый пиджак) играет Пьер Эте, 82-летний великий французский клоун, иллюзионист, человек, придумывавший гэги для Жака Тати и сыгравший руки карманника в «Карманнике» (1959) Робера Брессона, наследник по прямой Бастера Китона и Чарли Чаплина, создатель Национальной цирковой школы, кинорежиссёр, поставивший всего семь фильмов за полвека (Иоселиани: «Он комик, чудный комик, владеет мастерством, пластикой, не знаменит. Он снимал в молодости дивные картины, и они практически пролежали в подвалах 40 лет. Сейчас были отреставрированы, но оказались уже никому не нужны»).

В «Шантрапе» в одной из сцен появляется философ Александр Пятигорский. У него должна была быть целая роль, но после съёмок всего одного эпизода он уехал в Лондон, должен был вернуться, чтобы продолжить сниматься, но умер.

В картине можно увидеть не столько профессиональных актёров (например, Бюль Ожье - любимая актриса Бунюэля), сколько «дилетантов» в этой профессии. Так, грузинский врач Дато Вирсаладзе - в фильме важный деятель Госкино, вальяжную гэбэшно-дипломатическую братию представляют светские советские вольнодумцы Юрий Рост и Юлиан Панич, а роли акул капиталистического кинопроизводства идеально удаются замечательным французским критикам и историкам кино, сценаристам и интеллектуалам Бернару Эйзеншицу и Паскалю Боницеру.

Премьера фильма «Шантрапа» состоялась на Каннском кинофестивале в 2010 году. Фильм удостоен специального приза жюри на МКФ в Мар-дель-Плата-2010, специального приза на 23-й панораме Европейского кино-2010 и приза Отару Иоселиани за вклад в кинематограф на МКФ в Малатье-2010.


ОТАР ИОСЕЛИАНИ:
«В конце 19 века в богатых семьях Санкт-Петербурга появилась мода брать уроки пения для детей у итальянских преподавателей. В те годы среди русской аристократии было принято говорить на французском. И итальянцы выучили два вердикта, которые они объявляли после прослушивания. «Сhantera» (петь сможет) и «chanteras pas» (петь не сможет). Позже выражение «шантрапа» перекочевало в повседневный язык и использовалось для обозначения людей, не годных ни к чему, отверженных обществом. Это чем-то похоже на моего героя. Его работы подвергаются цензуре в Советском Союзе, и принимаются на западе куда менее радушно, чем он надеялся. К «шантрапе» можно отнести и Виктора Гюго, и Фритца Ланга, и Рене Клера, и Орсона Уэллса, и Тарковского и Аскольдова и Шенгелаю. Они были изгоями в современном им обществе. Им пришлось уехать с родины, и они так и не смогли адаптироваться к новым незнакомым условиям. И у каждого была своя внутренняя рана».
«Я хотел снять фильм про зубного врача, а мне сказали: «Ну что зубной врач? Это потёмки, никому не известно, что они там делают, а ты прекрасно знаешь ремесло, которым владеешь». В итоге появился обобщенный образ упорного молодого человека, но не зубного врача, а кинематографиста. И действительно, с кинематографистом легче, потому что видно, как он работает, что он делает. Материал, который у него в руках, - это пленка, которую режут, которую кромсают, на которую снимают, которую таскают в бобинах - и какие-то куски того, что он снимает, можно посмотреть и представить, почему они не ко двору приходятся ни в одной системе, ни в другой… Так что сняли мы фильм про упорство, а герой, к сожалению, не стал зубным врачом - тогда бы параллели с моей биографией ни у кого не возникли бы».
«Главный герой «Шантрапы» Николас экстраполирует судьбу очень многих моих коллег. Но на меня он совсем не похож - ведь всё, что я снял в Советском Союзе, я снял так, как хотел. Другое дело, что все эти картины потом не выходили в прокат… Но в отличие от Николаса я их хотя бы снял… И, кроме отрывка из моей студенческой короткометражки «Цветы», всё в фильме от начала и до конца выдумано».
«Я не планировал провести историческую реконструкцию в полном смысле этого слова… С самого начала съёмок основной проблемой проекта было построение временной последовательности в соответствии с моим творческим методом реконструкции пространства. Фильмы о прошлом делать в принципе опасно. Исторический период не определяется стилем одежды и видом основных транспортных средств. Это скачок из одной «вселенной» в другую. Поэтому элементы материальной культуры значат очень мало. Исторический период существует как таковой в людской памяти, а она, как правило, сжимает и перетасовывает события».
«Это притча о необходимости оставаться верным себе, несмотря на препятствия, которые нас окружают. И эта задача априорно обрекает нас на фиаско. Свидетельством этого является вся история мировой литературы: Ромео и Джульетта смогли остаться собой, но они умерли. Я хотел донести до зрителей именно восторг возможности оставаться самим собой, сопротивляясь течению времени».
«Я очень люблю людей, которые не подчиняются правилам и установленным нормам поведения. Именно дилетанты (в смысле «неуправляемые») - то золото, то сокровище, которое было, есть и будет на этом свете. Тогда как люди, живущие по правилам, шагающие по ступенькам социальной лестницы, добивающиеся успеха и богатства, самые несчастные люди в мире. Ведь они, пусть даже невольно, подозревают всех и каждого, что те от них чего-то хотят… Замечу, что сегодня очень мало осталось людей, живущих вопреки установленным правилам, то есть живущим так, как им хочется, но они ещё остались. Те немногие души, спасшиеся от алчности, предпринимательства, овладения другими, восхищают меня как художника, как режиссёра, как человека. Я согласен с тем, что такие «неприкаянные» души остались только в России и в Грузии, и когда я приезжаю в Москву и в Тбилиси, то каждый раз с радостью нахожу их».
«Профессиональных актёров я почти не снимаю, потому что они опасны. Всё у них готово заранее, как в конструкторе. Заносчивы, капризны, истеричны. Терпеть это невозможно. Катрин Денев я однажды предложил сыграть горничную. Она пришла со своим парикмахером и два часа делала прическу. Я говорю: «Вы меня извините...»


ПРЕССА:

«Добро пожаловать в причудливый, сокровенный мир Отара Иоселиани. Сюда допускаются лишь те, кто разделяют его неутолимую жажду к крепкому алкоголю, его ироническое отношение к окружающему миру и его безмерную симпатию к человеческой расе, несмотря на её бесчисленные недостатки» (Дэн Файнару, «Screen Daily»).

«Самый знаменитый фильм Иоселиани «Жил певчий дрозд» был посвящён людям, которым удаётся оставить след в жизни, превратив её в искусство. Их Иоселиани боготворит, а те, кто занимается искусством профессионально и при этом сохраняют искренность - это чаще всего изгои, беженцы, «шантрапа». Их режиссёр тоже понимает как никто, и именно им посвящена картина» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ –Weekend»).

«В «Фаворитах луны», первом французском фильме Отара Иоселиани, мотивы и стилистику которого он с тех пор более или менее удачно варьирует, главными героями были сервиз и картина, неумолимо уменьшавшиеся в размерах, переходя из рук в руки. В «Шантрапе» такой вещью оказывается молодой режиссёр Нико, переходящий из рук запрещающей его фильм советской номенклатуры в руки ещё более безжалостных французских продюсеров… Отар Иоселиани давно не скрывает своего отношения к людям, как к вредным насекомым, способным лишь портить то, что создано не ими. Он нашел наиболее адекватную такому отношению эстетику: фильмы выстраиваются, как череда живых картин, словно разыгранных марионетками» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ»).

«Легче легкого обвинить Иоселиани в усталости, в схематизме, в поверхностном, а то и небрежном предъявлении сюжета о бескомпромиссном auteur'e. Иначе говоря, сюжета почти комиксового и потому лишенного драматизма или сарказма, зато утеплённого милыми подробностями: голубиной почтой, например, потасовками задиристых пожилых мужчин, не потерявших с годами реактивности, домашними перепалками и щемящим уютом. Иоселиани - моралист и гедонист - адекватен своему возрасту в том смысле, что стал менее мизантропичен, а его герои - менее беспечными. По-прежнему и до навязчивости его, похоже, волнует только сохранение персонального достоинства и способность не охаметь. При этом результат - собственно, работа его героя - его как будто не интересует» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).

«Сюжет в «Шантрапе», как и в других фильмах позднего Иоселиани, играет роль скорее прикладную - по большому счету, это всё тот же гимн ничем не стеснённому творчеству, человеколюбию и алкоголю, каким были и «Сады осенью», и «Истина в вине». И хотя картина эта подчеркнуто необязательная, а во многом даже и неряшливая, и спонтанная, всё равно невозможно избавиться от чувства, что, как только Иоселиани перестанет снимать, и кино, и вино лишатся своего самого верного защитника» (Дарья Серебряная, «Time Out»).

«Шантрапа» Иоселиани - печальная во всех смыслах история. Такой обиженный водевиль про красивого грузинского режиссёра… Много смешного - в основном на тему стариков, детей и алкоголя - но грустного больше. Камера куда-то не туда едет регулярно, все, как в русских сериалах, говорят в отключенные телефоны, середины монтажных фраз куда-то пропадают регулярно» (Роман Волобуев, «Афиша»).

«Главный герой «Шантрапы» Нико, может быть, и не альтер-эго Иоселиани, но однозначно его герой. Он одной крови со всеми певчими дроздами, дегустирующими молодое вино бездельниками и прочей, с позволения сказать, шантрапой. Это тот случай, когда картина существует только в контексте остальной фильмографии режиссера - и подводит ей итог. «Шантрапа» - очередной «последний фильм»… Она производит впечатление если не завещания (Боже упаси), то решительного объяснения со зрителем, расставляющего все точки над i в отношениях режиссёра и с публикой, и с самим собой. Точки над i и в самом деле расставляются: весь кинематограф Иоселиани, вся легкость, всё то, что было принято считать его почерком - о нём самом. Про него вся его фильмография, а не только «Листопад» и «Жил певчий дрозд». Отличие «Шантрапы» от них (помимо ряда формальностей) в том, что общепринятые элементы иоселианиевского стиля - меланхоличность, неспешность, специфический юмор, невероятная лёгкость фильма, словно он соткан из воздуха - здесь обретают формат прямого высказывания, а то и исповеди» (Иван Чувиляев, «Синематека»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта