ЗВУКИ ШУМА
(«Sound of Noise», Швеция-Франция, 2010)
Режиссёры: Ула Симонcсон, Юханнес Шерне-Нильссон.
В ролях: Бенгт Нильссон, Санна Перссон-Халапи, Магнус Бёрьессон, Маркус Харальдссон-Бой, Фредерик Мюр, Юханнес Бёрк, Андерс Вестергорд, Свен Эльстрём.
Жанр: концептуальная комедия-мюзикл о любви, безумии и грохоте барабанов. Офицер полиции Амадей Варнебринг (Нильссон) родился в музыкальной семье с многолетними традициями, воспитавшей немало великих музыкантов. Сам Амадей ненавидит музыку. И поэтому его новое задание - хуже не придумаешь. Группа из шести эксцентричных барабанщиков под предводительством гениальной Санны (Персон-Халапи) начинает полномасштабную атаку на город, потому что его жители играют и слушают чушь, а не музыку. Они используют здания, разнообразные механизмы и непрерывный шум улиц в качестве своих музыкальных инструментов. Эта новая форма искусства от музыкальных террористов приводит к хаосу и дезорганизации. У Амадея нет выбора: ему придется вступить в борьбу в мире ритмов и музыки, которого он раньше всячески избегал. А его чувства к Санне совсем не облегчают выполнение поставленной перед ним задачи… Ула Симонcсон и Юханнес Шерне-Нильссон родились в городе Лунд, Швеция, в 1969 году и познакомились в 7 лет, когда играли вместе в школьном спектакле. Получив степень Магистра в Колледже изобразительных искусств в Стокгольме, Юханнес работал графическим дизайнером, мультипликатором, был режиссёром и продюсером. Ула - музыкант, учитель пения, режиссёр и композитор, закончил Консерваторию в Мальме. Никто из них не учился в киношколе и ранее не работал в этой области. В 1996 году в Каннах дуэт новоиспеченных режиссёров представил публике свой дебют – короткометражную ленту «Человек из ниоткуда», которую показали в программе «Неделя критики». Следующая короткометражка «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков» была отобрана на Каннский фестиваль 2001 года и завоевала более 30 международных наград. Эту короткометражку до сих пор скачивают по несколько тысяч раз в день, и на одном лишь YouTube количество просмотров перевалило за десять миллионов. В своих следующих короткометражных работах - «Путь камбалы» (2005) и «Женщина и граммофон» (вновь участник программы «Неделя критики» на МКФ в Канне, 2006) - Симонcсон и Шерне-Нильссон продолжили свои исследования, и пошли дальше, но немного в другом направлении: диалоги и традиционная музыка были практически исключены, чтобы можно было полностью сосредоточиться на звуке. Опыт работы по первой профессии оказывает заметное влияние на кинематографические опыты этого дуэта режиссёров и является направляющим моментом в творчестве. Их фильмы раскрашены абсурдом и всегда проявляют интерес к внутреннему миру человека и мотивам его поступков, которые очень близки работам Жака Тати, Романа Полански и Роя Андерссона. «Звуки шума» – их полнометражный дебют в кинематографе. В «Звуках шума» снялись Бенгт Нильссон в роли Амадея Варнебринга и группа из шести ударников в ролях самих себя. Бенгт Нильссон обучался в Национальной академии драматического искусства, настоящее время занят в постановках городского театра Уппсалы, сыграл несколько главных ролей в кино и на телевидении. В состав группы ударников входят Магнус Бёрьессон (композитор группы), Фредерик Мюр, Юханнес Бёрк, Маркус Харальдссон-Бой, Андерс Вестергорд и Санна Персон-Халапи. Они в полном составе снимались в короткометражной ленте «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков». Все участники, кроме Санны, являются профессиональными музыкантами. Санна Персон-Халапи - актриса, которая получила известность благодаря своим ролям в ТВ-шоу «Hipp! Hipp!» и фильме Яна Труэля «Незабываемые моменты». По мере написания сценария «Звуков шума» мысли о музыкальных атаках на город переросли в настоящие музыкальные эпизоды. Так же, как и в фильме, ударники устроили настоящую охоту за наиболее оптимальными звуками, они искали, записывали и тестировали их. Например, на протяжении целого года они зафиксировали сотни звуков с французским художником и гением звукозаписи Николя Беккером – это стало воистину захватывающей работой. В результате у композитора Магнуса Бёрьессона накопилось несколько жестких дисков и полная голова саундтреков. Начал он с сочинения музыки, которую сам любил: современной, основанной на бите, оставляющей много возможностей для экспериментов, доступной, даже танцевальной, но которая при этом была бы предметом искусства, без желания угодить слушателю. Но также нужна была и классическая, традиционная музыка к фильму. Французский композитор Фред Авриль подключился к проекту с незамыленным глазом и ухом, а также великолепными струнными инструментами, и придал музыке совершенно новое измерение. Будучи концептуальным композитором, у которого лежит душа к звуковому дизайну, он положился на бездонную библиотеку звуков, записанных на стадии пред-продакшена. На раннем этапе режиссёры встретились с французским продюсером Джимом Бирманом, который с самого начала поверил в мощный художественный и коммерческий потенциал проекта. Ничего похожего ещё никто не снимал: это был первый шведский киномюзикл о копах. Бирман привел с собой сопродюсера Оливье Герпийона, и всё сдвинулось с мертвой точки. Как на бумаге, так и в реальности, фильм был очень сложным: бюджет был маленьким, а идеи – масштабными. Все знания о киносъёмках, которыми обладали продюсеры и режиссёры, подверглись пересмотру. Оператор Шарлотта Тенгрот, с которой Симонcсон и Шерне-Нильссон работали над несколькими короткометражками, стала одной из важных фигур в творческом процессе.«Звуки шума» были сняты за 10 недель, в конце лета 2008-го, в основном в городе Мальме, что на юге Швеции. Николя Беккер записывал звук параллельно со съёмками. Последние четыре музыкальные атаки были отрепетированы и разработаны совместными усилиями ударников и режиссёров. В виду сложности сцен их пришлось снимать больше двух раз, и часто требовалось две камеры. На финальном этапе работы над фильмом зимой 2010-го года талантливые дизайнеры звука из компании «Europasound» создали богатый, музыкальный саунд города. Недавно созданная студия визуальных эффектов «Filmgate» привнесла волшебства в видеоряд. «Звуки шума» завоевали целый ряд международных наград: приз жюри (очень) молодых кинокритиков (OFAJ) и приз «Золотая рельса» на МКФ в Канне-2010; приз зрительских симпатий на МКФ в Варшаве-2010; приз за лучший полнометражный фильм и приз зрительских симпатий на МКФ «Молодость-2010» в Киеве; приз Балтийского жюри на фестивале «Дни северного кино в Любеке-2010»; приз за лучший фантастический фильм на фестивале «Fantastic Film Fest-2010» в Техасе.
ПРЕССА:
«Название этой остроумной шведской картины отсылает, разумеется, к «Звукам музыки» - мюзиклу, который авторы в шутку или всерьёз считают лучшим фильмом всех времён. Но времена гармоничной музыки, кажется, давно канули в прошлое. Сейчас время агрессивной шумовой какофонии» (Стас Тыркин, («Комсомольская правда»). «Такие сложные и эксцентричные музыкальные номера не ставил в кино никто со времен «Деликатесов» Марка Каро и Жана-Пьера Жене. Невозможно устоять перед тем, как умно авторы фильма создают музыку из скучных, повторяющихся звуков повседневной жизни» (Алисса Саймон, «Variety»). «Кассу фильмами такого уровня не собирают: ни звёзд тебе голливудских, ни бюджета. «Звуки шума» между тем уже успели обрасти немалым количеством фестивальных призов: в Киеве, Варшаве, Любеке и даже в Каннах. Однако это не значит, что «традиционной» публике будет совершенно не интересно смотреть это кино. Есть тут и приколы в духе американской киноиндустрии, и погромы, и заговоры, а при желании можно найти кое-что от «Доктора Хауса»… Шведская картина - своеобразное посвящение музыкальным безумцам, которые доступными им средствами выражают свой протест против, так сказать, «засилья гармонии». И в самом деле: кто вам сказал, что Моцарт, Чайковский и Бах - это образцы совершенства? Может, это просто одно из заблуждений человечества, передающееся из поколения в поколение?» (Константин Баканов, «Новые Известия»). «Смешивая классическую сюжетную структуру - хороший герой против плохих парней - с очень изобретательным музыкальным миром, режиссёры создают крайне удовлетворительный эффект нарушения равновесия. Первые три главы держат зрителей в напряжении и поддерживают интерес к основной сюжетной линии, а в последней части, когда разрастается тема любви, фильм несколько теряет свой темп, приятно замедляясь… Но самое большое достижение фильма - это, конечно, сам саундтрек и постоянная игра между звуками реальными, восприятием звуков и образами звуков» (Анника Фам, «Cineuropa»). «Всё это можно принять за остроумную шутку, которую в состоянии реализовать только непомерно творческие (на грани явного сумасшествия!) люди. Однако прозрачные намёки на гениальность Санны и Магнуса, непонятую академичным руководством консерватории, не нуждаются в подтверждении в тот момент, когда зритель, заворожённый перформансом шестерых барабанщиков, становится свидетелем маленького чуда. «Звуки шума» - редкий пример произведения, заставляющего сбросить обывательские покровы с сознания и обнаружить гармонию в прозаичном окружающем мире. Ведь и наша поэтесса Анна Ахматова замечала: «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда, // Как желтый одуванчик у забора, // Как лопухи и лебеда» (Евгений Нефёдов, world-art.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|