МАСТЕР И МАРГАРИТА
(Россия, 1994)
Режиссёр: Юрий Кара.
В ролях: Анастасия Вертинская (Маргарита), Виктор Раков (Мастер), Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Николай Бурляев (Иешуа), Валентин Гафт (Воланд), Вячеслав Шалевич (Каифа), Сергей Гармаш (Иван Бездомный), Виктор Павлов (Бегемот), Александр Филиппенко (Коровьев), Владимир Стеклов (Азазелло), Лев Дуров (Левий Матвей), Сергей Никоненко (Лиходеев), Леонид Куравлев (Босой), Александра Захарова (Гелла), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Наталья Крачковская (Штурман Жорж), Игорь Верник (Иуда), Борислав Брондуков (Варенуха).
Жанр: драма. Экранизация классического романа Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) «Мастер и Маргарита» (1929-1940, опубликован в 1966 году). Долгое время считалось, что роман Михаила Булгакова вообще невозможно перевести на экран. Экранизировать «Мастера и Маргариту» мечтали Ролан Быков, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов, Владимир Наумов с Александром Аловым (ходили упорные слухи, что после «Бега» и «Тиля» они взялись за экранизацию Юрия Бондарева потому, что тот пообещал им выбить у властей фильм по «Мастеру и Маргарите»). В начале 70-х годов итальянский продюсер Франко Кристальди, муж Клаудии Кардинале, захотел увидеть жену в роли Маргариты; Федерико Феллини заинтересовался возможностью поставить библейские сцены, а снять все московские эпизоды было предложено Элему Климову. Тот согласился, но в «Госкино» не одобрили эту идею. В 1972 году Анджей Вайда перенес на экран библейские сцены книги (фильм «Пилат и другие»); югослав Александр Петрович осуществил международный проект с Уго Тоньяцци в роли Мастера и Аленом Кюни в роли Воланда по очень отдаленным мотивам творчества Булгакова, соединив в полуторачасовом фильме отдельные линии двух произведений - «Театрального романа» и «Мастера и Маргариты». С началом перестройки Климов снова попытался запустить проект и поэтому в начале 90-х в советском кинематографе роман был «закреплен» за ним. Климов долго готовился к экранизации, его проект оценивался в баснословную сумму, что стало препятствием для экранизации. Тогда же экранизацией занялся Юрий Кара («Завтра была война», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», телесериал «Королёв»), которому удалось найти финансирование. А имя влиятельного Климова стало для Кары преградой, закрыло двери киностудий. Для реализации своей мечты Каре нужно было найти инвестора и соратника. И он его нашёл в лице Владимира Скорого и компании «ТАМП» (Творческая Ассоциация Международных Программ). «Появился человек, который с кинематографом никак связан не был, - вспоминал впоследствии режиссёр. - В советское время он работал в ОБХСС, а в начале 90-х ушёл в бизнес. На кино тогда государство выделяло неплохие деньги, вот он и решил, что нужно вложиться в какой-нибудь кинопроект. А рядом в этот момент оказался я». О роли Маргариты мечтали все ведущие российские актрисы. Пробы проходили Анастасия Вертинская, Елена Майорова, Анна Самохина, Вера Сотникова, Ирина Алферова. Режиссёр не скрывает, что решение о приглашении Вертинской принимал не он. При выборе актёра на роль Мастера последнее слово было за Вертинской. Отвергнув множество кандидатур, она остановила свой выбор на Викторе Ракове, который моложе неё на 18 лет. На роль Воланда Кара первоначально пригласил Евгения Евстигнеева. «Он согласился, но сказал, что сначала слетает в Лондон на операцию, - вспоминает Кара. - И не вернулся. Еще Станислав Говорухин очень хотел играть эту роль. Звонил мне и говорил: «Я - Воланд». Затем уже возникла кандидатура Валентина Гафта». Сергей Гармаш пришёл пробоваться на эпизодическую роль шофера, которого укусила оса, но заодно его попробовали на роль Ивана Бездомного. И утвердили. Николая Бурляева приглашали как раз на Бездомного, но он заявил режиссёру: «Попробуй меня на Иешуа, лучше ты не найдешь». Кара в роли Иешуа хотел снимать Плотникова, уже сыгравшего похожую роль у Шепитько в «Восхождении». Но Бурляев своей истовостью потряс постановщика. «Cоглашаясь на участие в фильме, поставил условие, что изменю антиевангельские фразы в булгаковском тексте, там, где Иешуа рассказывает, что за ним повсюду ходит Левий Матвей и записывает всё, что он говорит, - говорил Бурляев в интервью той поры. - Режиссёр со мной согласился, и работалось мне поразительно легко, как ни над одной ролью». Труднее всего было найти актёра на роль кота Бегемота. «Константин Райкин долго репетировал, искал, - рассказывает Кара. - То, что он придумал, было интересно, но не чувствовалось, что это Булгаков. Потом ко мне пришел Вячеслав Невинный: «Я - кот!» - «Но ты же огромный!» - «А кот - Бегемот!» Попробовали - хорошо играет. Утвердили. А за три дня до начала съёмок он приходит и говорит, что не сможет сниматься». Выручил Виктор Павлов, который должен был первоначально играть администратора «Варьете» Варенуху. Съёмки начались 3 июня 1992 года. Съемочная группа нашла тот самый подвальчик, в котором по книге жил Мастер. Маргарита вылетала с балкона особняка в Малом Власьевском переулке, который, по словам вдовы писателя, Елены Сергеевны Булгаковой, был прообразом особняка Маргариты. Жители Арбата наверняка надолго запомнили съёмки этой сцены. Дублерша Вертинской, каскадер Наталья Дариева, была привязана тросами к вертолету, который проносил её на уровне третьего этажа арбатских особнячков. Сама Вертинская снималась на крупных планах, стоя на крыше пикапа, провозившего ее мимо вопящей толпы.
«Внизу, в свете юпитеров, бегает и улюлюкает массовка, сверху парит Маргарита, - вспоминает Кара. - А из какого-то вскрытого окна слышатся вопли старушки: «Совсем житья не стало! Во что улицу превратили! Днём - рынок! Ночью всякая нечисть над головой летает!» Рискованными были и съёмки сцены, когда Иван Бездомный приходит к Кремлю и кричит: «В Кремле нечистая сила!» Когда снимали одну из сцен в саду «Эрмитаж», на площадке появился не на шутку встревоженный режиссёр театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и стал требовать прекратить съёмку. Оказалось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления и пленки плавают в кипятке. Об этом Левитину сообщил консультант фильма. Поначалу Левитин только посмеялся. Но как только он положил телефонную трубку, в его кабинете прорвало трубу горячего отопления, а его самого ошпарило кипятком. Съёмки прекратились, поскольку случившееся расценили как недобрый знак. До сих пор в театре, где это произошло, все углы окропляют святой водой. Кстати, камеру перед съёмками освятил батюшка, и шесть месяцев всё было в порядке. Но после того как камеру поменяли, начались проблемы. Поначалу выделенных на фильм денег было явно недостаточно, поэтому некоторые сцены решили снимать не в Израиле, а в Крыму. Но не тут-то было! Прямо перед съёмками оказалось, что оператор отсутствует. Мало того, не привезли пленку. В довершение общей картины в октябре пошел снег, что бывает в Крыму крайне редко. Кара отправился в Москву за пленкой и оператором. И опять новый знак: прямо напротив дома Булгакова на Садовом кольце сломалась его новая «Волга» - полетела коробка передач. После этого решили всё же снимать нужные сцены на Святой земле в Израиле. Рассказывает Кара: «Снимали мы в Израиле, в пустыне, при оглушительной жаре в 50 градусов. Я думал, как же Моисей тут водил евреев 40 лет, мы одну съёмочную смену выдержать не можем! Я сам хотел повисеть на кресте, ведь я любопытный, но когда через 20 секунд истовый Бурляев стал вопить «Снимите меня!», я даже не рискнул». Ещё один рассказ Кары: «Как перенести на экран фразу «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город»? В Израиле почти никогда не бывает туч и гроз - там всегда солнечная погода. Пиротехники пообещали сделать нам тучу за огромные деньги. И вот действительно появилась туча, мы начали снимать. И вдруг к нам подлетают несколько боевых вертолетов, из них сыплются до зубов вооруженные солдаты. Мы снимали неподалеку от границы с Сирией, и военные решили, что у них на границе происходит что-то подозрительное. Пока мы объяснились через переводчиков, пока они улетели обратно - туча уже ушла. А деньги за неё мы заплатили. Пришлось обойтись без тучи». Денег В Израиле оставалось в обрез, съёмочная группа пыталась экономить на массовке, снимала наших эмигрантов-безработных. Очевидно, народ собрался очень интеллигентный, поэтому им было трудно выразить радость по поводу того, что Вар-Раввана отпустили, а Иешуа распяли. «Раздалось два-три жидких хлопка в ладоши, - вспоминает Кара. - Съёмочный день заканчивается, а врачи и инженеры исполнены чувства собственного достоинства. Прошу реагировать поярче - безрезультатно. Разъярённый, кое-как я их раскочегарил. Потом они говорили: «Очень нервный у вас режиссёр!» Будешь тут нервным!» С московской массовкой были совсем другие проблемы. Для съёмок бала у Воланда нужно было много обнаженных девушек. Желающих оказалось гораздо больше, чем предполагалось. Три ассистента отсматривали претенденток, отбирали девушек с хорошими фигурами. Но многие из забракованных девиц решили, что всё равно будут сниматься; они отправились в загородное имение Шереметевых, где ночью снимали сцену бала, и, раздевшись в кустах, присоединялись к массовке. «Нам пришлось вырезать отдельные кадры, поскольку у некоторых девушек на шеях заметны крестики, - рассказывает Кара. - С крестом на бал сатаны ну никак нельзя». А все деревья вокруг имения в эту ночь были облеплены отдыхающими из находившегося рядом дома отдыха Министерства обороны. Увлекшись зрелищем, один из них даже свалился с дерева. В начале 1993 года Кара приступил к монтажу. И снова возникли проблемы: Анастасия Вертинская отказалась озвучивать фрагмент, где её поливают кровью. Пришлось использовать черновые фонограммы, заглушая шум камер кваканьем лягушек. К марту был начерно смонтирован первый, трёхчасовой вариант. Кара получил приглашение на Каннский кинофестиваль и на кинорынок в Лос-Анджелесе. Но продюсеры начали сомневаться в том, что картина должна идти три часа. Владимир Скорый решил отдать фильм на перемонтаж и сделать его двухчасовым. Но режиссёр отказался. Договор между Скорым и Карой был заключен так, что ситуация была патовая: права на показ фильма «Мастер и Маргарита» принадлежат продюсеру, а права на переработку - режиссёру. Некоторое время ни тот, ни другой не хотели идти на компромиссы. «Я убеждал их остановиться на хронометраже «Титаника» - 3 часа 20 минут, - говорит Кара. - Но они настояли на двухчасовой версии. У меня на этой почве был конфликт с Гафтом и Вертинской. Они посмотрели короткий вариант и спрашивают: «А где остальное?» Ведь полфильма-то вырезано». А тем временем появилась новая проблема. В августе 1993 года был принят новый закон об авторском праве. Если бы создатели картины успели получить прокатное удостоверение до этого момента, фильм не подпадал бы под действие закона. Но поскольку между режиссёром и продюсером долго шли споры, прокатное удостоверение было получено только в 1994 году. Прямых наследников у Булгакова не было, но потомки третьей жены писателя, точнее, потомки её детей от предыдущего брака, в частности внук вдовы писателя С.С. Шиловский, оформили права наследования и потребовали, чтобы им заплатили весомую сумму (по слухам, миллион долларов). Разбирательство затянулось надолго. Говорили, что Шиловский требовал переделок, объясняя это тем, что в фильме слишком много обнаженной натуры. В мае 2003 года «Литературная газета» огласила письмо Шиловского: «... до ноября 1999 года все права на экранизацию мною были переданы американцам... В настоящее время мною подписано новое, эксклюзивное соглашение с другой американской фирмой на производство аналогичного фильма. Заключенный договор предусматривает многомиллионный бюджет и участие в проекте большого количества звёзд первой величины». Голивудская постановка не состоялась; Шиловский продал права на телевидение, и в 2005 году Российский телеканал показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Всё это время судьба киноверсии висела в неопределенности. «В середине 90-х годов Константин Эрнст предлагал мне показать фильм по телевидению, - вспоминает Кара. - Я говорю: «А как же юридическая сторона?» - «Да это всё чепуха, договоримся!» Но продюсеры не разрешили показывать картину до окончания судебных разбирательств с наследниками. Тем временем плёнка хранилась далеко не в лучших условиях, она начала портиться. В 2002 году к работе подключился директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров и предложил услуги по реставрации. Но опять работа заглохла, поскольку не был решен вопрос об авторских правах. Летом 2006 года состоялось историческое событие: первый публичный показ «Мастера и Маргариты» на Московском кинофестивале. Показ назвали не премьерой, а демонстрацией рабочих материалов. Ажиотаж был невероятный. Публику проверяли металлодетекторами, отбирали любую видеотехнику, включая личные сотовые телефоны, - подстраховывались от пиратов. Перед просмотром на сцену вышли члены съёмочной группы во главе с режиссёром, который пообещал, что скоро доделает фильм - отреставрирует плёнку, завершит переозвучку и сделает чистовой монтаж. И опять тишина. В декабре 2006 года пираты все-таки украли фильм. Правда, только черновой монтажный вариант. Несмотря на попытки продюсеров остановить распространение ленты, она быстро разошлась по всему Интернету. Но всему приходит конец - пришел конец и мытарствам многострадальной картины. В прошлом году лёд, наконец, тронулся: вопросы с наследниками улажены, на «Мосфильме» завершены реставрационные работы, сделана переозвучка в системе «Dolby Surround». Выход «Мастера и Маргариты» приурочен к 120-летней дате со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Прокатная версия «Мастера и Маргариты» значительно сокращена. В оригинальном варианте фильм идёт 3,5 часа. Авторы картины надеются в будущем выпустить телеверсию фильма. Кстати, самый свежий на сегодняшний день фильм Юрия Кары «Гамлет. XXI век» закончен ещё в 2009 году и с тех пор никак не может выйти на экраны…
ЮРИЙ КАРА:
«Когда я снял уже три фильма, то решил экранизировать «Власть тьмы», заявку подал, сценарий написал. Мне тогда очень понравилось, как снял климовский фильм «Иди и смотри» оператор Алексей Родионов. Я ему позвонил, предложил поработать со мной и спросил, когда они с Климовым заканчивают съёмки «Мастера». А тот говорит: мы закрыты, нас уже с художником открепили от постановки, оказывается, Климов денег не нашел. А тут ещё журнал на глаза попался со статьей Геннадия Полоки, где он выражает желание снять «Мастера и Маргариту». И я подумал: если Полока может, почему бы мне не попробовать, тем более что проект Климова закрыт. Климову моя затея сильно не понравилась. Он был тогда председателем Союза кинематографистов и организовал целую кампанию против меня. Были статьи в «Литературке» и других изданиях. Секретариат Союза исключал меня за неэтичное поведение: я, дескать, взялся за книгу, которую уже решил экранизировать другой режиссёр… Что касается меня, то я вовсе не собирался портить Климову здоровье».
«Картина должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа. Он в нашем фильме остался, по-моему, цельным в своем уникальном сочетании разных стилей».
|
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|