GENERATION П
("Wow!", Россия, 2011)
Режиссёр: Виктор Гинзбург.
В ролях: Владимир Епифанцев (Вавилен Татарский), Михаил Ефремов (Леонид Азадовский), Андрей Фомин (Морковин), Владимир Меньшов (Фарсук Фарсейкин), Александр Гордон (Ханин), Олег Тактаров (Вовчик), Рената Литвинова (секретарь Аллочка), Андрей Панин (водитель Коля), Иван Охлобыстин (Малюта), Сергей Шнуров (Гиреев), Роман Трахтенберг (Саша Бло), Леонид Парфенов, Амалия Гольданская (Лена), Андрей Васильев, Елена Полякова, Марианна Максимовская, Игорь Григорьев, Юлия Бордовских, Константин Крюков.
Жанр: П-драма. Когда-то, в свои пионерские годы, это поколение получило в подарок от советской власти "Пепси" - не просто напиток, а надежду на то, что следом за "Пепси" с той стороны океана придёт новая, волшебная жизнь. И она пришла, сметая всё на своем пути, избавляя от иллюзий и обесценивая прежние идеалы… Вавилен Татарский - поэт, выпускник литинститута и типичный представитель "поколения Пепси", оказавшись в водовороте исторических событий постсоветского пространства, находит себя в новой жизни в роли сотрудника рекламного агентства, занимается продвижением западных брендов, адаптируя их под "русскую ментальность", и пытается познать тайну своего призвания… Экранизация культового романа Виктора Пелевина "Generation "П". Роман был выпущен в свет в 1999 году и стал откровением для миллионов, "рожденных в СССР". По всему миру продано более 3,5 млн. экземпляров, роман переведен на все основные мировые языки. Как и книга, фильм имеет сложную структуру и множество переплетённых сюжетных линий. При работе над сценарием роман подвергся серьезной переработке: в отличие от книги, история которой заканчивается в конце 90-х, действие фильма доведено до наших дней и даже продолжено в будущее. Фильм "Generation П" (первоначальное название "Вавилен") - независимое кино, создававшееся без государственного финансирования и без участия телевизионных каналов. В этом одна из причин того, что фильм шел к своей аудитории около семи лет. Фильм Гинзбурга - один из самых известных отечественных долгостроев. Картину хотели снимать еще в 2004 году. Ходили слухи, что в проекте примут участие Константин Хабенский, Милла Йовович, Гэри Олдман, Федор Бондарчук. Хабенский действительно пробовался на главную роль, но в итоге утвердили молодого актёра Владимира Епифанцева. А работа над первой полнометражной экранизацией прозы Виктора Пелевина началась в конце 2006 года. Картину предполагалось выпустить еще к концу 2007 года, но сделать это удалось только в апреле 2011-го. Виктор Гинзбург родился в Москве, вырос в "композиторском доме" в Брюсовом переулке (его дед Григорий Гинзбург - пианист с мировым именем, профессор Московской консерватории). С 14 лет живет в США: учился в Киноинституте в Нью-Йорке, с 1989 года живет и работает в Лос-Анджелесе, снимал клипы, рекламу, потом ушел в андеграунд, занимался документальным кино; первая полнометражная работа - "Нескучный сад" (1994) - шокодрама о российских реалиях. Уважает творчество Балабанова ("Кочегар" - шедевральная вещь. Ничего другого магического, волшебного я не видел, к сожалению") и Шукшина. Исполнитель главной роли Владимир Епифанцев родился 8 сентября 1971 года в семье советского актёра Георгия Епифанцева (звезда культового фильма 60-х "Угрюм-река"). В 1994 году Владимир окончил актёрский факультет Щукинского театрального училища (курс В. В. Иванова) и стал актёром театра имени Вахтангова. Затем он учился на режиссёрском факультете ГИТИСа в мастерской П. Н. Фоменко. Тогда же Епифанцев создал театральный проект, названный "Прок-театр", в котором был режиссёром и исполнителем. В 1997-1998 годы Епифанцев придумал и вёл телевизионную трэшевую программу "Дрёма" на канале TV-6. Позднее участвовал в программах "Культиватор" и "Музобоз", а затем создал поистине народный ролик под названием "Тайд, или Отрубание головы" (пародия на рекламу стирального порошка), попавший в сеть и ставший популярным. В 2000-е годы Владимир Епифанцев стал известен и в широких кругах ролями в фильмах ("Антикиллер-2", "Мама не горюй-2", "Живой", "Фартовый", "Я остаюсь", "Консервы", "Непобедимый", "Компенсация") и многочисленных телесериалах. В 2008-2009 годах актер участвовал в российских телешоу "Танцы со звёздами" и "Король ринга". С 2010 года он - ведущий программы "Гениальный сыщик" на телеканале РЕН. Виктор Пелевин, по свидетельству Владимира Епифанцева, на съёмках "появился однажды, в самом начале… Он посмотрел на мою фотографию и отрицательно отнесся к моей кандидатуре. Сказал: "Это ужас какой-то. Ему играть только бойцов Красной армии, бросающихся на амбразуру". Ну, он же не профессиональный кинематографист, он писатель. Он - как ребёнок, что видит, то и говорит". Музыку для фильма написали голливудские композиторы Кавэ Коэн и Майкл Нилсен (Groove Addicts). Сопровождение "галлюциногенных" частей картины принадлежит авторству музыканта Александра Хакэ (Einsturzende Neubauten). Новые острые и актуальные саундтреки к фильму написал Сергей Шнуров - его новая песня "Is it a real rock-n-roll?" дебютирует на финальных титрах картины. Кроме того, в фильме использованы хиты DJ Shadow, "Portishead", "Mercan Dede", "ДДТ", а также звезд 90-х - Богдана Титомира, Чижа, Сукачева, группы "Агата Кристи" и других. Подтверждением огромного интереса к фильму стала реакция на новый трейлер картины, стартовавший 1 марта 2011 года в сети. Всего за несколько дней он собрал несколько сотен тысяч просмотров на "Youtube", "Facebook" и "В Контакте" и вызвал волну противоречивых дискуссий со стороны Интернет-общественности.
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ, продюсер:
"Наше время вылезло из 1990-х, так что фильм вполне актуален. Грубо говоря, его тема такова: реальность, в которой мы живем, создана телевидением. Если в 1990-е годы к этому можно было относиться с юмором, то теперь понимаем, что так оно и есть".
ВИКТОР ГИНЗБУРГ:
"Я прочел роман Пелевина достаточно поздно, году в 2001-м".
"Где-то на середине книги я понял, что могу сделать из неё кино. Ну и кинул клич: "Ищу Пелевина!"... Я нашёл Пелевина через московский андеграунд. У меня там давние связи - ещё с тех пор, как я сделал фильм "Нескучный сад". Виктор тоже периодически погружается в эту прослойку. В общем, нас познакомили. На старте мы очень плотно общались. Я предложил ему написать сценарий. Он взял тайм-аут, быстро прочёл несколько учебников на английском, как написать сценарий за месяц. И мудро отказался. В итоге пришлось писать мне… Я ему прислал материал со своим видением, и когда он понял, что я хочу сделать, тогда уже поддержал… Никакой мистики в общении с ним нет. Нормальный, простой разговор, отличное чувство юмора. Виктор вполне демократичен и открыт. Но - всегда тёмные очки".
"Никто, включая Пелевина, продюсеров и прокатчиков, не мог себе представить, что по роману "Generation "П" можно сделать фильм. Но я всегда видел это кино - концептуально".
"Я с пиететом отношусь к пелевинскому тексту. А самого Пелевина считаю Гоголем современной литературы. Но фильм - это не литература. В книге отсутствует сюжет в классическом смысле этого слова, вместо него там трип. Я бы очень хотел экранизировать весь текст монолога Че Гевары об идентиализме, но, к сожалению, был ограничен хронометражем. Моей главной задачей было передать дух произведения и его суть. А для этого нужно было освободиться от диктата каждой строчки романа".
"Я родился и вырос в Советском Союзе, а потом меня увезли в Нью-Йорк. Я стал шизофреником, потому что две культуры существуют во мне равнозначно".
"Я чувствую себя американцем в России и русским в Америке. И в фильме этот конфликт ценностей - старых советских и новых западных - для меня близок и понятен".
"Я тоже в прошлом рекламщик, снимал кучу роликов в Штатах. Считал даже, что в рекламе - смысл жизни. Путь Татарского мне понятен. И история его падения мне знакома. Я тоже прошел некий путь, параллельный Татарскому. Но остановился вовремя, ушёл от банального зарабатывания денег - стабильного и засасывающего. Очень сложно заставить себя выскочить оттуда, когда ты в обойме. Но я ушёл. И взялся за экранизацию Пелевина".
"Съёмочный период затянулся очень сильно по многим причинам, в основном, по финансовым. "Generation П" - воистину независимое кино, оно не финансировалось ни государством, ни телевидением. Хотя один из ведущих телеканалов хотел войти в проект, я сразу понял, что это будет совсем другой фильм, в котором будет утверждаться кастинг, сценарий и формат, и пришлось отказаться от их участия. В итоге съёмки заняли три с половиной года. Мне очень повезло с ключевыми участниками процесса - это оператор-постановщик Алексей Родионов и моя супруга Джина, которая является сценаристом и сопродюсером".
"Изначально мы договорились с Костей Хабенским, чтобы он сыграл Вавилена Татарского, но когда мы запускались, Костя сказал, что его попросили сняться в главной роли в фильме "Адмирал" - и в этот момент я потерял Костю Хабенского. Ещё мы подписали договор на Азадовского с Федей Бондарчуком, который тоже искренне хотел сыграть эту роль. Он ждал нас, но потом продюсеры забрали его на съёмки фильма "Обитаемый остров" - и тогда я потерял Федю. Так что конечный результат - это мистическая вещь, его можно контролировать только до определенной степени".
"У нас была одна-единственная экспедиция в Кострому. Нам нужно было снимать мухоморы, а наш график не совсем совпал с урожаем мухоморов в Подмосковье. Поэтому мы кинули клич по всей стране, и выяснилось, что если мы через неделю окажемся в Костроме, то успеем. И я должен сказать, костромские леса были полны роскошных мухоморов… Они вкусные, кстати. Но опасные, никому нельзя давать. Поэтому когда настал судьбоносный момент, где мой главный герой должен был реально съесть мухомор в кадре, то я вынужден был показать Володе Епифанцеву пример перед всей съёмочной группой".
"Пелевин единолично возродил на Западе бренд русской философской мысли… "Generation "П" - по-настоящему философский роман в традиции великих русских писателей".
"Пелевин всё замечательно предсказал. В начале съёмок я часто слышал такую фразу: "А, "Generation "П", это уже неактуально". Ох уж это словечко "актуально"! В нем есть рекламный душок… Уверяю, Татарский всегда будет "актуальным". Он архетип. Но не герой. Его подвиг - карабкаться по карьерной лестнице. Как и у нынешнего молодого профи. Но может, всё-таки в мире что-то изменится?"
"Я считаю, что всё искусство должно иметь социальный и политический контекст, иначе это просто декоративная пустышка. Если посмотреть на любое искусство вне контекста времени, оно теряет смысл. Так что "Generation П" - очень современная история. Все вопросы виртуальной политики, которые Пелевин задал тогда, актуальны по сей день".
"С актёрами было очень непросто. Пелевин - это же невероятные тексты, они могут быть абсолютно неподъёмными, если ты не понимаешь, что говоришь. Все актёры, которые у меня играют, способны на гениальность. Но готовы ли они эмоционально вложиться во что-то? Ответ: зачастую не готовы… В сегодняшней России звёзды привыкли к балагану. Где можно покривляться, посмеяться, поплакать, даже истерику устроить. Но по-настоящему вложиться - ни-ни. Когда на Западе актёр снимается в главной роли, он забывает про театр, про телевидение. Он понимает, что если плохо сыграет, то дальше ничего не будет. Там адская конкуренция. В России актёр является на съёмку с ток-шоу. Он опаздывает. А вечером у него ночная смена в очередном сериале. И, как правило, он не знает текста. Начинает его учить уже на площадке, и, может только на 15-м дубле актёр включается. Все это очень конфликтно и тяжело. Актёры не понимают, зачем и почему они должны вымучивать какого-то Пелевина. "Диалоги такой длины никто никогда не выдержит" - я это слышал от очень серьёзных актёров".
"Возможно, когда-нибудь мне удастся сделать расширенную версию фильма. Там есть настоящие перлы от Гордона, Ефремова и других".
"Читателей Пелевина - учитывая искренность моего подхода к экранизации - я всегда считал своими зрителями. Наверняка фильм кому-то из них не понравится, но зрителями они всё равно будут. Но всё же я ориентируюсь на более массовую аудиторию. В России ведь живут люди, у которых когда-то была привычка смотреть сложное, интересное кино". ВЛАДИМИР ЕПИФАНЦЕВ:
"Этот фильм состоялся во многом благодаря тому, что снимался четыре года. Найти продюсеров, которые пустились бы в такую авантюру, практически невозможно. Но благодаря нечеловеческому таланту этих "интервентов" - потому что они, с одной стороны, русские, а с другой, американские, - это всё свершилось".
ПРЕССА:
"Режиссёр Гинзбург и не мыслит апдейта под очередную смену исторического цикла, вместо этого верно перенося на экран псилоцибиновые завихрения пелевинского сюжета и перенимая родовые травмы первоисточника - хлипкую драматургическую базу, неряшливый, обрывочный монтаж эпизодов, слоганоориентированную манеру повествования. У Гинзбурга при этом нет собственной интонации - и его фильм невольно распадается на отдельные несвязанные куски, играясь со спецэффектами грибочно-марочных приходов и путаясь в приметах времени. Тем удивительнее, что именно этот сумбурный, ввергающий в непонимание пересказ вдруг оказывается единственным вариантом адекватной передачи главного эффекта романа - шока от того, как из хаотичного нагромождения смыслов и бессмыслиц, постмодернистского гона и размышлений о русской ментальности вдруг сама по себе складывается четкая картина мироустройства" (Денис Рузаев, TimeOut.ru). "Всё, что было в его силах, Гинзбург сделал: в фильме узнаваемые девяностые, яркие типажи и несколько отличных актёрских работ. И даже внедрение в сюжет линии, которой в романе не было, сделано так, что швы не торчат наружу… И всё же - те, кто хорошо помнит роман Пелевина, скорее всего, утвердятся в мысли, что проза эта не экранизируема. Но таких людей среди регулярных посетителей кинотеатров вряд ли намного больше, чем тех, кто отчетливо представляет себе, что такое коллективное бессознательное" (Лариса Юсипова, "Известия"). "Актёрский ансамбль не ровный, но впечатляющий… Лучше других - Михаил Ефремов в роли артистичного циничного кокаиниста Азадовского. Отличный Олег Тактаров… Гинзбург, очевидно, влюблен в роман. Он старательно ищет визуальный эквивалент галлюциногенному пелевинскому слалому. Постмодернистский роман слишком монологичен, словесно утрамбован. Там, где режиссёр ученически следует за гуру Пелевиным, вчитывается в авторский текст и его иллюстрирует, - он проигрывает. Где отвязывается, прорежает психоделический частокол ("Ты мухоморы водкой-то запей, немного отпустит!") - стопроцентные удачи фильма" (Лариса Малюкова, "Новая газета"). "Картина кастингом скорее радует. Предсказуемо замечателен Михаил Ефремов (Азадовский), на удивление хорош Олег Тактаров (из уст человека, вечно мелькающего в голливудских эпизодах, монолог Вовчика Малого о том, что "они нас за говно держат", звучит особенно трогательно). Остальные, хоть и не вылезают из привычных телевизионных амплуа (Гордон, Шнуров, Литвинова), всё же подобраны довольно точно (кроме, может быть, Охлобыстина, чей Малюта получился уж слишком карикатурным). Для Владимира Епифанцева попытка вырваться из одноклеточных героев боевиков (или, если угодно, криминального сериала) в характерные артисты тоже оказалась вполне успешной… Нельзя не отметить ту бережность, с которой авторы подошли к пелевинскому тексту, оставив помимо всего прочего столь необходимый здесь мат… Что до обилия рекламы, то сам материал здесь рождает прелюбопытнейший прецедент: поскольку фильм почти целиком состоит из слоганов и этикеток, главный бич отечественного кино - лобовой продакт плэйсмент - неожиданно приходится ко двору" (Певел Прядкин, film.ru). "После просмотра остаётся какое-то саднящее чувство - вместо того, чтобы "освободить", зрителя "нагрузили", если не "перегрузили". С задачей в силу своих возможностей авторы, может быть, и справились - поколение в ожидании "пи…" (читай, конца света, что, в общем-то, далеко не ново) обрисовано размашисто и даже временами грубовато. Но сверхзадача - вот это самое ощущение "присутствия отсутствия" - оказалась нереализованной. Для этого нужно особое мироощущение, которым обладает только один человек. Не режиссёр с сотней членов съёмочной группы и стремлением осуществить коммерчески успешный проект на - извините за выражение - "пустотном материале". Сам Автор. Но Пелевин не кинорежиссёр. Ему достаточно того, что он писатель" (Игорь Перунов, ProfiCinema.ru). "С романом режиссёр обходится почтительно. Поклонники Пелевина будут рады, не читавшие могут заскучать. Сохранены и дух книги, и буква, даже слишком много букв: в фильме перебор с закадровым текстом и не очень смешными шутками. У Пелевина ведь остроумен общий замысел, а не отдельные пародийные слоганы и афоризмы, многие из которых выглядели плоскими и десять лет назад (и ничуть не свежеют от повторения). Хотя, конечно, такие хиты, как "Солидный Господь для солидных господ", бодрят и сегодня" (Олег Зинцов, "Ведомости"). "Сцены, требующие визуального размаха, Виктор Гинзбург переносит на экран с партизанской сноровкой героев романа, которые в какой-то момент без проблем монтируют ролик, где "росла и рушилась Вавилонская башня, разливался Нил, горел Рим, скакали куда-то по степи бешеные гунны" из обрезков старых фильмов" (Сергей Синяков, Газета.ru). "В романе Пелевина последовательно раскрывается главная тайна современной жизни - всё сущее лишь результат деятельности пиар-технологий, главный смысл и пружины которых скрыты от простых и непростых смертных. Приводной ремень всей конструкции - деньги, а вот что стоит за деньгами, понять никому не удается. Но что-то там есть, и это чувствует простой парень Вовчик, чье желание иметь национальную идею доходчиво воспроизводит артист Олег Тактаров. Впрочем, ни в фильме, ни в романе никаких предположений на тему, что именно стоит за иллюзорным миром и его порождениями, нет.
Надо отметить, что идейная пустота действительно ощущается в картине очень остро, хотя на первый взгляд все в порядке: снято прилично, сыграно нормально, смонтировано логично, все сюжетные линии развиваются слажено - а нынешнее российское кино на такие простые успехи не щедро. Но для того чтобы стать настоящим событием, такой гладкости мало. Нужно бы что-то еще. Чего нет. Можно, пожалуй, ощутить лишь нечто неуловимое из области коллективного бессознательного. Кажется, что в фильме витает тень прозрения: поколение, принявшее свободу в качестве объекта потребления, неминуемо оказывается банкротом" (Алена Солнцева, "Московские новости"). "Вопрос, который вызывает экранизация "Generation П": будет ли тема понятна тем, кто о реальности девяностых знает только понаслышке. Однако, как уже говорилось выше, из фильма становится очевидно, что действительность эта не изменилась по сути, а только усугубилась. Ушла агрессия борьбы, когда каждый стремился урвать свой кусок. Ей на смену пришла привычка. Принятие как данность того, что телевизор - это "зомби-ящик", что пиар-технологии - это для промывки мозгов. И ведь все эти утверждения - часть лексикона современного молодого человека. Так почему ему не будет понятен фильм, говорящий именно об этом ярким языком метафоры?" (Оксана Нараленкова, "Российская газета"). "Это, в общем, хорошая идея, чтобы люди из телевизора максимально плотно обступали героя, заслоняя его, потому что он, в сущности, и сам нечто вроде телевизора, пассивно принимающего сигналы извне и генерирующего в ответ рекламные галлюцинации. "Ты - посредник, и ты же - послание",- говорят Татарскому манипулирующие им начальники, напоминая о популярном афоризме Маршалла Маклюэна "Medium is the message", который в пелевинском контексте тоже выглядит как вариант рекламного слогана. Однако в маклюэновском смысле режиссер Виктор Гинзбург как интерпретатор Пелевина слишком безропотный и безвольный посредник, чтобы его фильм мог коммуницировать со зрителем самостоятельно, а не как оцифрованная копия пелевинского послания" (Лидия Маслова, "Коммерсантъ"). "Казалось, запущенный в середине прошедшего десятилетия долгострой обречен выглядеть архаично. Однако же нет, это бодрый киноаттракцион с остроумными репликами, цельным видеорядом и не без изобретательных спецэффектов. На протяжении двух часов экранного времени картина несколько раз теряет ритм, но в общем и целом получилось более чем достойно… Самый чувствительный для многих момент - соответствие фильма духу и букве пелевинского произведения. Гинзбург не относится к книге как к сакральному тексту ("Это неэкранизируемо", - заявлял сам Пелевин). Он читает и пересказывает её как плутовской роман, убирая всё, что мешает продвижению по-голливудски структурированной истории; то, что является особенно ценным для читателей и явно лишним для зрителей… Фильм Гинзбурга - туземный "Гражданин Кейн" без финального покаяния - заканчивается в той точке, где пелевинская сатира из девяностых становится реальностью сегодняшнего дня" (Мария Кувшинова, OpenSpace.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|