ПИРАМММИДА (Россия, 2011)
Режиссёр: Эльдар Салаватов.
В ролях: Алексей Серебряков, Пётр Федоров, Фёдор Бондарчук, Екатерина Вилкова, Артём Михалков, Алексей Горбунов, Анна Михалкова, Юрий Цурило, Даниил Спиваковский, Игорь Яцко, Владимир Пермяков, Никита Салопин.
Жанр: остросюжетная драма. Россия, начало 90-х. У бывшего научного сотрудника Сергея Мамонтова, уволенного по сокращению штата, рождается план. Вскоре никому неизвестный математик-одиночка, объявив о создании компании МММ, начинает печатать и продавать собственные акции по принципу - "сегодня всегда дороже, чем вчера". Невиданная по масштабам рекламная кампания, тысячи пунктов продаж и миллион новых вкладчиков каждую неделю. Счёт поступающих в МММ денег ведётся комнатами и вагонами... И никто из властных структур не имеет понятия, как прекратить этот беспредел - против них больше 10 миллионов вкладчиков, а это уже - электорат... Идея создания этой картины, повествующей об одной из самых скандальных страниц новейшей российской истории, пришла в голову к продюсеру проекта Сергею Ливневу после того, как он в 2007 году одним из первых ознакомился с автобиографической повестью Сергея Мавроди, в которой отец-основатель "МММ" описывал события, сопутствующие его взлету и падению. Сергей Мавроди родился (1955 г.) с врождённым двусторонним пороком сердца, из-за чего врачи прогнозировали, что мальчик не доживёт до восемнадцати лет. Учился в Московском институте электронного машиностроения, факультет "Прикладная математика". Обладал феноменальной памятью и фантастическими математическими способностями, но к учёбе относился не слишком серьёзно. В институте увлёкся самбо и очень быстро стал кандидатом в мастера спорта. Фарцевал джинсами, играл в преферанс на деньги. В 1981 году бросил институт и продолжил развивать свой бизнес. В 1989 году основал кооператив "МММ", на базе которого создал несколько десятков коммерческих структур, в том числе и печально известное АО "МММ", ставшее крупнейшей в истории России финансовой пирамидой. Название "МММ" является аббревиатурой фамилий трёх её учредителей: Сергея Мавроди, его брата Вячеслава и Ольги Мельниковой. Впоследствии Сергей Мавроди неоднократно заявлял, в том числе и на суде, и на следствии, что два других учредителя были фигурами чисто номинальными и необходимыми ему исключительно для регистрации компании. Косвенно это подтверждается тем фактом, что по уголовному делу в отношении МММ действительно проходил только он один. "МММ всегда была фирмой одного человека. Я даже и за бухгалтера сам везде расписывался, чтобы никого не подставлять. В общем, "МММ - это я!", перефразируя известное выражение Людовика XIV. Достоинства и недостатки подобного рода структур общеизвестны. Мгновенный взлёт, прорыв! сверхдинамичность! незамедлительная (ведь не надо ни с кем советоваться) и предельно жёсткая реакция на любые внешние вызовы!.. но и - столь же быстрое падение и полная и неминуемая катастрофа, если с этим человеком вдруг что-то случается. Увы! Жизнь так устроена. За всё надо платить. Самый короткий путь к цели обычно и самый опасный". В 1992-1994 годах на российском телевидении разворачивается активная рекламная кампания АО "МММ". По всем телеканалам ежедневно показываются рекламные видеоролики финансовой пирамиды. Параллельно МММ выпускает наглядную агитацию - плакаты с логотипом компании и подробными объяснениями правил биржевой игры. МММ-студия выпускала видеоклипы различных российских музыкальных групп. В частности, клипы группы "Ноль" (Фёдор Чистяков): самый известный клип - "Иду, курю" 1992 года. На деньги МММ был снят фильм "Гонгофер" (режиссёр Бахыт Килибаев, по сюжету Петра Луцика), удостоенный премии фестиваля "Кинотавр" и премии "Золотой овен" за лучший сценарий. Фирма проводила конкурсы красоты. Компания "МММ" для привлечения клиентов также проводила различные маркетинговые акции: в 1992 году МММ несколько раз делала бесплатным на один день проезд в Московском метрополитене; в 1993 году вместо обычной рекламы в ролике Мавроди поздравил россиян с Новым годом; в 1994 году фирма выступила генеральным спонсором прощального матча спартаковского футболиста Фёдора Черенкова (17 мая, "Спартак" - "Парма") и после матча подарила Фёдору новый джип Mitsubishi Pajero; в сентябре 1994 фирма спонсировала проведение Дня города в Москве. Собственно, пирамида как таковая просуществовала всего лишь полгода: 1 февраля 1994 года акции поступили в свободную продажу, а 4 августа Мавроди был арестован по обвинению в сокрытии налогов от доходов возглавляемой им фирмы "Инвест-Консалтинг". В октябре 1994 года освобождён из-под стражи "в связи с изменением меры пресечения". 8 лет скрываться от следствия. 31 января 2003 года Мавроди был арестован в Москве (он ни разу в жизни не был за границей и даже не делал загранпаспорт). 28 апреля 2007 года Чертановский суд г. Москвы приговорил Сергея Мавроди к четырём годам и шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, но практически весь срок назначенного ему наказания основатель МММ уже отбыл в СИЗО "Матросская тишина". Кстати, 4 августа 1994 года, сразу после ареста руководителя МММ, из головного офиса компании было вывезено в неизвестном направлении семнадцать грузовиков с наличными. Восемь процентов акций "Газпрома", скупленных "МММ" на приватизационных аукционах, бесследно исчезли. По состоянию на 1 января 2011 года эти восемь процентов стоили более двенадцати с половиной миллионов долларов. В результате банкротства "МММ" около десяти тысяч российских семей лишились своих квартир и средств к существованию; около тысячи вкладчиков "МММ" за полгода стали долларовыми миллионерами. Двадцать четыре вкладчика, потеряв все, покончили жизнь самоубийством. В начале 2011 года создатель "МММ" объявил о строительстве международной финансовой пирамиды в интернете. Когда началась работа над проектом, было несколько вариантов сценария. Например, один из первых вариантов сценария был написан Сергеем Мавроди в соавторстве с Бахытом Калибаевым, который в свое время снимал все ролики для МММ. Но в итоге авторы картины остановились на другом варианте. Режиссёром картины стал Эльдар Салаватов ("Семейка Ады", 2008, "Антикиллер Д.К: Любовь без памяти", 2009). Изначально создатели картины видели в главной роли только Алексея Серебрякова. Работа над фильмом началась лишь после того, как актер дал согласие участвовать в проекте. Его кандидатура была заочно согласована Сергеем Мавроди. Специально для фильма была записана кавер-версия композиции "Капитал" группы "Ляпис Трубецкой" в исполнении Богдана Титомира. Съёмки картины проходили в Минске, где во многом сохранился дух девяностых и можно было найти места, максимально подходящие к стилистике задуманной авторами картины. Весь съёмочный процесс занял порядка пятидесяти дней.
СЕРГЕЙ ЛИВНЕВ, продюсер:
"Три года назад, когда Мавроди вышел из тюрьмы, мне в руки попала его рукопись. Передал её Бахыт Килибаев, режиссёр роликов про Леню Голубкова, - на мой взгляд, талантливо сделанных. В ней были рассказы и повести. Одна называлась "Пирамида", в ней описывались события, которые мы и положили в основу фильма. Я верю, что написанное не в деталях, но по смыслу воспроизводит произошедшее в реальности".
"Эта повесть рассказывала о поворотном моменте в жизни страны. Сегодня, спустя пятнадцать лет, на события того времени можно трезво взглянуть со стороны. Мы не хотели делать рассказ о мошенничестве или афере, ведь Мавроди никогда не интересовали просто деньги. Нет. "ПираМММида" - это прежде всего история человека, который хотел править миром".
ГЕОРГИЙ МАЛКОВ, продюсер:
"Мы с самого начала знали, что представители старшего поколения - люди, которые ещё помнят те события, но которые с трудом добираются до кинотеатров, - в любом случае не пойдут на этот фильм, так что мы на них и не очень рассчитывали. Они дождутся выхода DVD. А в кино пойдут молодые зрители, которым будет интересна история про конкретного человека, сумевшего очень быстро разбогатеть. Как, например, фильм "Социальная сеть". Для молодежи это такой case study - история очень любопытного бизнес-проекта".
"За портретным сходством мы не гнались, потому что сам Мавроди не настолько харизматичная фигура, чтобы в точности копировать его внешность… У нашего героя и фамилия поэтому тоже вымышленная. Хотя во время просмотра, наблюдая за Серебряковым, периодически ловишь себя на мысли: "А похож!" ГОРАН ПАВИЧЕВИЧ, оператор-постановщик:
"Мы выбрали путь жанрового кино ("ПираМММида" - это триллер), и соответствующим образом подходили к визуальному решению ленты: подбирали документальные куски, которые ложились бы в контекст выбранного нами жанра. Если честно, то хроникальные кадры мы использовали по той причине, что дух эпохи на 100% нельзя передать исключительно художественными средствами. Мы включили в картину отрывки из записей демонстраций - там у людей такие лица, которые не воссоздашь кинематографическими приемами… Но вообще такой подход к изображению выработался не сразу. Сначала мы очень долго изучали архивные материалы, видеозаписи, статьи из журналов. Потом, когда мы составили четкое представление о визуальном облике той эпохи, начался выбор объектов. Нам нужны были яркие фактуры 90-х: бетон, ржавчина, заброшенные свалки, - это должны были быть места, которые с тех пор не изменили своего облика. Все необходимое мы нашли в Минске, там в результате и провели большую часть съёмочного периода. Офисом МММ у нас стало полуразрушенное здание, которое раньше выполняло функцию детского дворца культуры, а теперь там располагаются казино, кафе. Это огромное здание, с множеством пыльных, никем не занятых этажей, и по фактуре это было как раз то, что нужно". АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ:
"Мы снимали картину для сегодняшнего зрителя, а это, в основном, молодые люди от 14 до 27 лет. Конечно, они не помнят те времена, 94-й год. И мы должны были это учитывать. Честно говоря, мне лично фигура Мавроди была бы более интересна, если бы это снималось как авторское кино с большей психологической прорисовкой характера, с более серьезным анализом его личности. Но тогда бы картина не имела такой зрительской аудитории. Поэтому нам пришлось пожертвовать какими-то художественными и психологическими вещами ради сюжета и смотрибельности. Это ведь не психологическая картина, не драма. Но мы и здесь попытались показать, что он идеалист. А как показывает история, именно идеалисты совершают самые чудовищные вещи". СЕРГЕЙ МАВРОДИ ГЛАЗАМИ СОЗДАТЕЛЕЙ "ПИРАМММИДЫ": Алексей Серебряков: "Мне стал любопытен персонаж, у которого произошли такие значительные события в жизни - свалившееся богатство, ответственность, тюрьма. Это достаточно неординарная судьба, достойная того, чтобы ее экранизировать". Федор Бондарчук: "Я не идеализирую этого человека. Но он просто феноменальный тип. Он жил предельно скромно - никаких личных самолетов, бриллиантов, костюмов или каких-то домов он не покупал. Ходил в рубашке, застегнутой на все пуговицы, в абсолютно немодных очках. Разве что ездил на бронированной машине. А в это время у него дома и в офисе все до потолка было забито деньгами… Что у него в голове было - одному Богу известно!" Петр Федоров: "Сейчас я рассматриваю его как интереснейшую историческую фигуру, которой он, собственно, и является. Безусловно, он не мог бы существовать вне контекста станы и эпохи. Это персонаж, привязанный к конкретному историческому моменту". Даниил Спиваковский: "Мавроди, конечно, талантливейший человек, одаренный и сильный. Думаю, что такой человек, если его использовать разумно, мог бы творить благие дела. Скажем, для государства или какой-то конкретной структуры". Эльдар Салаватов: "Я очень хорошо отношусь к Мавроди, поскольку это очень яркий исторический персонаж. Более того, он очень интересен тем, что деньги как таковые его никогда не интересовали. Когда изучаешь его историю, всплывают такие моменты, как то, что он просидел более пяти лет в квартире, читал книжки, писал…" |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|