09.03.2011

ВОЛШЕБСТВО

В разговоре об «Иллюзионисте» Сильвена Шоме, понятное дело, не обойтись без упоминания классика французского кино Жака Тати. «Иллюзионист» - его сценарий более чем полувековой давности. Но года не беда. Сегодня на экраны вышла всё та же слегка озвученная немая комическая (только в анимационном варианте), без труда воскрешающая в памяти «Каникулы господина Юло» или «Моего дядюшку». И главный персонаж «Иллюзиониста» фокусник Татищев – всё тот же господин Юло, и внешне, и по характеру. Вот только каникулы его вроде как закончились…

Иллюзионист-б

Нет, главная тема Тати в наличии и у Шоме: противопоставление рядового по положению в обществе, но странного и необычного по сути человека – среднестатистическому миру с его прагматизмом, условностями и технократическими замашками. Однако в отличие от фильмов Тати насмешка и гэг в «Иллюзионисте» отходят на второй план, уступая первенство драме. Чудаки здесь не просто не попадают в такт «новым временам» - они терпят полное поражение. Стареющие, теряющие зрителя и работу, спивающиеся циркачи – это вам не Юло, превращающий конвейерное производство труб в  изготовление весёленьких «сосисок». «Волшебства не бывает» - вот тезис, выбранный авторами фильма для доказательства.

И у них получается. Картина, вызывая печальные улыбки на лицах зрителей, плавно и предсказуемо движется к финалу. Да, всё проходит, кроме самой этой истины. Мир принадлежит успешным и молодым, пока они остаются таковыми. Мягкость и доброта – уязвимы… Ну, и так далее. Вполне программные при всём нашем сочувствии и понимании вещи, славно иллюстрированные, так, что время от времени тянет будто в оправдание заявить кому-то невидимому: а что, хорошее кино! Но вот финал «Иллюзиониста» ставит точку в этих неуклюжих попытках заступничества.

В тот момент, когда замарашка из шотландской глухомани вживается в роль Золушки на балу (с туфлями, нарядами и принцем); когда всё понявший и принявший фокусник Татищев прощается даже с кусачим зайцем; когда свет и тени прощальной ночи становятся музыкой; когда ветер под эти аккорды листает страницы, а поезд разрезает мрак на пути в никуда; когда на землю падают капли дождя (всего один план сверху - как восклицательный знак); вот тогда всё и складывается в потрясающую симфонию жизни, виртуозно смонтированную (извиняюсь за это ремесленное слово) по законам поэзии. И фильм о том, что волшебства не бывает, становится доказательством того, что оно всё-таки есть.

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта