ТЫ ВСТРЕТИШЬ ТАИНСТВЕННОГО НЕЗНАКОМЦА
("You Will Meet a Tall Dark Stranger", США-Испания, 2010)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Антонио Бандерас, Наоми Уоттс, Энтони Хопкинс, Джош Бролин, Фрида Пинто, Джемма Джонс, Люси Панч, Полин Коллинз, Роджер Эштон-Гриффитс, Юэн Бремнер, Анупам Кер, Анна Фрил.
Жанр: ироничная драма. Однажды ночью Алфи (Хопкинс) просыпается с мыслями о смерти. Бросив жену Хелену (Джонс), с которой он прожил 40 лет, Алфи решает вспомнить молодость и увлекается молоденькой девушкой по вызову Шармейн (Панч), которая в итоге становится его невестой. Попытавшись покончить с собой и не найдя утешения в лекарствах, Хелена обращается за помощью к предсказательнице Кристал (Коллинз), которая на поверку оказывается шарлатанкой. Она обещает Хелене, что та скоро встретит высокого незнакомого брюнета и влюбится в него. Дочь Хелены Салли (Уоттс) тоже испытывает проблемы в личной жизни. Её муж, писатель Рой (Бролин), ничего не зарабатывает и сидит на шее у жены и у её матери. Сама же Салли работает ассистенткой известного галерейщика Грега Клемента (Бандерас), к которому она проявляет романтический интерес, несмотря на то, что Грег женат. А Рой, пытающийся закончить свой новый роман, одержим таинственной молодой женщиной в красном платье по имени Диа (Пинто), которую он постоянно видит в окне напротив, играющей на гитаре. Все эти люди, строящие иллюзии, ещё не знают, что в судьбе каждого из них скоро произойдет неожиданный поворот, который изменит их жизнь… Вуди Аллен (настоящее имя Аллен Стюарт Кёнигсберг, родился 1 декабря 1935 года в Нью-Йорке) - американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, писатель, джазовый кларнетист. Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр - "интеллектуальную комедию". Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов ("Ты встретишь таинственного незнакомца" - для Аллена юбилейная 40-я киноработа). Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Особое место в его творчестве занимает город Нью-Йорк, в котором режиссёр прожил всю жизнь и который воспел в лучших своих картинах. Голливудские звёзды почитают за честь сниматься в фильмах Аллена. Представляя свои фильмы на кинофестивалях, Аллен обычно не включает их в конкурсную программу, тем самым исключая возможность оценки картин со стороны жюри и получения премий. Он не посещает церемонии награждения премией "Оскар", даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Полученные статуэтки Аллен отдал родителям. Несмотря на это, он удостоен многочисленных международных наград за режиссёрские и актёрские работы, а также сценарии. Почти каждый его фильм номинируется в нескольких категориях на "Оскар" и на другие премии. В 1977 году картина "Энни Холл" получила четыре премии "Оскар", в том числе за лучший фильм, лучший сценарий и режиссуру. В 1986 году "Оскар" достался Аллену за сценарий к собственному фильму "Ханна и её сёстры". Дважды ему доставалась премия "Сезар" за лучший иностранный фильм: сначала в 1980 году за "Манхэттен", затем в 1986 году за "Пурпурную розу Каира". Ещё семь его картин были номинированы на эту премию. "Пурпурная роза Каира" также получила "Золотой глобус" за лучший сценарий. Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трех номинациях. На Венецианском фестивале (1995) Вуди Аллен получил "Золотого льва" за вклад в кинематографическое искусство. Годом спустя он получил аналогичную премию от Режиссёрской гильдии США. В 2002 году Аллен получил ещё одну премию за общий вклад в кинематографию, на этот раз редкую "Пальмовую ветвь пальмовых ветвей", вручаемую на Каннском кинофестивале. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 году Ингмару Бергману. "Ты встретишь таинственного незнакомца" будет уже чётвёртым по счёту фильмом Аллена, снятом (летом 2009 года) в Лондоне. Эта лента ознаменовала возвращение Вуди Аллена в Европу после съёмок в Нью-Йорке картины "Будь, что будет" (2009). Ранее он поставил в Европе четыре картины - "Матч-пойнт" (2005), "Сенсация" (2006), "Мечта Кассандры" (2007), "Вики Кристина Барселона" (2008). Финансированием проекта занималась испанская кинокомпания Mediapro, до этого участвовавшая в производстве "Вики Кристины Барселоны". Кстати, лицо самого Вуди Аллена отсутствует на экране уже в четвёртый раз подряд. Первоначально одну из главных ролей в фильме должна была исполнять Николь Кидман. Однако из-за съёмок её фильма "Кроличья нора" возникли конфликты в планировании съёмочного процесса. В конце концов, она была заменена актрисой Люси Панч ("Заколдованная Элла", "Типа крутые легавые", "Театр"). Премьера "Незнакомца" состоялась в мае 2010 года на Каннском кинофестивале. А вот грядущий Каннский МКФ откроется его совсем новым фильмом "Полночь в Париже".
ВУДИ АЛЛЕН:
"Меня всегда интересовала концепция веры. Честно говоря, я не вижу принципиальной разницы между официальной религией и гадалкой. Они в одинаковой степени нужны - или не нужны. Они оказывают человеку одну и ту же помощь. Людям нужны заблуждения, иначе они просто не смогут жить. Господи, как мрачно это звучит! Но факт остается фактом - люди, которым удаётся заблуждаться, гораздо счастливее людей, которые смотрят на жизнь реалистично. Среди моих друзей есть люди, которые вверяют жизнь гадалкам или религии. И я подумал, что может получиться интересная история о женщине, которую подвели все остальные институты веры".
"Большинство женщин в моих картинах - страдалицы. И в этой ленте они тоже страдают. Хелена, Салли, Шармейн - все страдают. В фильме есть девушка, которая показана как объект желания, но её видно только издалека, из окна. У Джоша Бролина возникают к ней романтические чувства. Как правило, женщины в моих фильмах хотят во что-нибудь верить, но жизнь не даёт им ничего, во что можно было бы верить".
"Я снял много лент о писателях, а у них всегда куча проблем. Джош Бролин играет литератора, который переживает творческий кризис и винит в этом жену. Я часто придумываю героев, которые считают себя непонятыми творцами. Им кажется, что они не в состоянии подняться на уровень ожиданий публики. В последнее время я чаще стал использовать героев моего возраста. Я легко могу поставить себя на место героя Энтони Хопкинса - мы с ним близки по возрасту, и он знает, что это такое - жить, сознавая, что в прошлом осталось гораздо больше, чем ждёт тебя впереди. Эти мысли постоянно терзают меня, и с каждым годом всё сильнее. Но, конечно, есть и другие мужчины. Антонио Бандерас играет победителя по натуре. Антонио - замечательный, харизматичный мужчина, добившийся успеха, и он никогда не кичится своим положением. Поэтому я и взял его на эту роль. Мне нужен был красивый, обаятельный мужчина, который был бы порядочным человеком. Это Антонио. Такие герои очень редко появляются в моих картинах. Обычно красивые мужчины в моих лентах - проходимцы".
"Самое интересное, что Бролин был единственным актёром, которого я мысленно взял на роль еще во время сочинения сценария. Я однажды работал с ним, мельком, и я видел его в фильме "Буш". Мне было ясно, что он тот самый актёр, который способен сыграть парня, сидящего на шее у жены и изо всех сил пытающегося вернуть себе вдохновение, но слишком переживающего из-за грядущего успеха или провала, чтобы нормально работать. Я чувствовал, что в исполнении Джоша этот нахлебник получится в чем-то симпатичным. Джош специально растолстел для этой роли. Он отлично сыграл человека, который будет сидеть дома, пить пиво и любоваться на девушку в окне".
"Я не могу найти себе роль. Появляется идея, я пишу сценарий, а потом думаю: "Кого бы тут сыграть?" И выясняется, что никого. У меня больше нет ролей для самого себя… Я годами играл романтического героя, в дуэте с Дайан Китон, Миа Фэрроу, другими прекрасными женщинами. Теперь уже не могу. Конечно, в "Незнакомце" я бы мог сыграть персонажа Энтони Хопкинса. Но вы ведь сами понимаете, что он для фильма лучше. И я понимаю. Бессмысленно сравнивать - великий шекспировский актёр. Я смешнее, но мельче. Он глубже, трагичнее".
"Не стоит искать в моих фильмах какие-то внутренние тенденции или эволюцию. Я делаю то, что мне интересно в данный момент. Я никогда не смотрю свои картины после премьеры. Я не видел ленту "Хватай деньги и беги" с 1968 года. Я не видел "Энни Холл" и "Манхэттен" и любой другой фильм после их выхода. Тренируясь на тренажерной беговой дорожке, я наугад включаю телевизионные каналы, и если натыкаюсь на один из моих старых фильмов, то немедленно переключаю программу. Потому что мои старые ленты вгоняют меня в депрессию. Я думаю только об одном: "Господи, как же ужасно я снял эту картину - если бы только я мог её переделать!" Единственный выход - срочно снимать что-то новое".
"Единственное, из-за чего я никогда не переживаю, - это то, что от меня может отвернуться муза. Вот уже многие годы - да что там годы, десятилетия! - люди спрашивают меня: "А вы не боитесь, что однажды проснётесь и поймете, что вам больше не о чем писать? Что вы перестали быть смешным?" Я знаю, что многие люди страдают из-за творческих кризисов, но это не мой случай. Мои истории - это мои жалобы на жизнь. Я люблю ныть, это не прекратится никогда!"
ПРЕССА:
"Вуди Аллен - это привычка. Как у супругов, готовящихся к золотой свадьбе: совместность существования не вызывает вопросов - потому что именно это, совместное, и есть жизнь. С Алленом тоже так - раз он снимает, значит, мы смотрим. А там уж можно обсудить: "настоящий" ли это Аллен, или нет, очарование, или разочарование… "Ты жив, а это и значит - ты счастлив". В последних алленовских опусах эта сентенция насчет счастья оказывается видоизмененной, вернее, распространённой: ты счастлив, значит ты прав. В его новом фильме "Ты встретишь таинственного незнакомца" эта мысль вывернута наизнанку: если ты не счастлив, значит ты не прав. И значит - так тебе и надо… Это кино начинается и заканчивается цитатой из Шекспира: "жизнь полна шума и ярости, но лишена смысла". По большому счёту оно, действительно, именно про это - только не по-шекспировски, а по-вудиалленовски" (Анна Наринская, "Коммерсантъ - Weekend"). "Фильм похож на энциклопедию основных мотивов творчества Вуди Аллена. Но очень краткую - как пересказ "Войны и мира" для ленивых школьников. Печально, что не нашлось в ней места ни для фирменного желчного юмора, ни для интеллектуальных игр, ни для пристойной драматургии. Сюжет скачет по верхушкам затронутых тем, персонажи лишены психологии и смотрятся карикатурами. Хорошим актерам вроде Джеммы Джонс и Энтони Хопкинса с их выучкой старой школы, или Бандераса, который в любой роли берет пластичностью, доверяешь. Даже тому, что они по какой-то причине копируют актёрскую манеру самого Вуди Аллена, отчего создается странный комический эффект. Остальные же пролетели мимо своих героев. В сухом остатке памяти от фильма - зелёные парки Лондона и изрядное презрение к роду людскому, которое продемонстрировал автор. Не в первый раз, конечно. Но впервые по столь пустому поводу" (Ирина Любарская, "Итоги"). "Приверженец актёрского кинематографа Вуди Аллен всегда даёт актёрам возможность прожить сцену от начала и до конца, снимая целые эпизоды непрерывным кадром. Такая техника, вопреки сомнениям многих коллег, позволяет ему в короткие сроки добиваться отличного результата. Ведь Вуди Аллен всегда работает с высшей степени профессиональными актёрами, для которых такой метод не является большим препятствием" (Ксения Сахарнова, proficinema.ru). "Все эти добрые, хорошие люди так или иначе несчастливы, а в своих попытках осчастливиться смехотворны и одинаково при этом безжалостны. О подобных особенностях людской природы Вуди Аллен снял не один десяток фильмов - и в издевательском указывании человечеству на подлинный итог его наивных устремлений с ним по-прежнему мало кто сравнится. Вот только почти невесомая легкость "Незнакомца" по своей утомительности сравнима с какой-нибудь "Мелиндой и Мелиндой", а едкое иронизирование над несчастными заблудшими героями порой выглядит здесь уже попросту стыдным" (Денис Рузаев, Тimeout.ru). "Фильм начинается и заканчивается слегка перевранной цитатой из "Макбета" про бессмысленные "шум и ярость", из которых состоит человеческая жизнь. Фолкнер выудил из этого фрагмента один из важнейших романов двадцатого века - Вуди Аллен ограничивается демонстративно небрежной комедией нравов… Известный скепсис, который Вуди проявляет по отношению к своим героям (и незавидное положение, в котором он большинство из них бросает), легко спутать с мизантропией, но, разумеется, он презирает их не больше, чем… десятки других мужчин и женщин, которые сталкивались и расходились в его фильмах, подтверждая любимый алленовский тезис об эфемерности романтических чувств, - то есть не презирает вовсе… Да, эта недавно появившаяся… стариковская манера заканчивать фильм прямо озвученной моралью может слегка раздражать. Но чем более легковесными, воздушными (последние уже можно сдуть дыханием) становятся алленовские фильмы, тем крепче ощущение, что это и есть самое важное, что может тебе дать незнакомый старый человек. И в день, когда эти фильмы закончатся, мы сами вдруг как-то резко и непоправимо состаримся" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|